103

Ььььь: литературный дневник

Мы знаем, что человеку для общения с себе подобными невербалика зачастую бывает нужнее речи, по крайней мере во всех тех случаях, когда общение происходит с глазу на глаз. По движению рук и мимике лица, по бессознательным взглядам и наклону головы мы традиционно определяем вкус речевого продукта, создаваемого устами собеседника. После изобретения интернета все сферы человеческого взаимодействия проросли в виртуальную реальность. На сегодняшний день контактирование в Сети, - в русском сегменте-точно, - остаётся преимущественно текстовым, но уже хорошо заметно вырождение такого вида коммуникации, что, впрочем, не говорит о возрождении прямого диалога путём привлечения функции видеосвязи. Рост популярности таких ресурсов и функций не более чем промежуточный этап большого, но не слишком долгого процесса. Мы видим, что задача по кодированию мысли или же обратного перевода текстового или вербального кода в мысль слишком обременяет современного человека. Речь и письмо воспринимаются большинством в качестве всего лишь неуклюжего вспоможения глазу.
Зрение, как свидетельствуют биологи, как раз то чувство, которое разбудило во вчерашней обезьяне абстрактно мыслящее существо - человека. Наличие прямой связи между интеллектом и зрением выражено в понятии «умозрение». Оно обозначает такую функцию нашего сознания, благодаря которой, люди могут, что называется «видеть в уме». Отчётливо выражена эта связь и в Библии. Зрение это способность видеть, то есть восприимчивость к свету, который есть сумма всех цветовых оттенков. Существует множество мест в обоих Заветах, где слова «свет» и «разум» употребляются вместе (Напр.: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум»), то же - в народных пословицах («Ученье - свет, а неученье - тьма»). На лицо метафорическое отождествление света и разума.
Сегодня визуальное повсеместно замещает собой словесное. Неуклонное, всё убыстряющееся возрастание информационного фона, новые технологии, общая заинтересованность населения в том, чтобы выжить в новом дивном мире, - всё это, сообща, с большим усилием гонит процесс эволюции, заставляя вид homo отказываться при общении от лишних вычислительных операций по кодированию мысли с помощью письма или речи, и её дешифровке - при получении послания. Люди предчувствуют и ждут момента, когда можно будет прямо проникнуть в сознание собеседника (а то и сразу нескольких собеседников). Соответственно, для такой формы коммуникации потребуется новый язык и этот язык уже сейчас активно разрабатывается в интернете. Интернет-суржик нарочито вульгарен и подчёркнуто демократичен. Хорошо видна его направленность на отмену культурных границ. Засилье всевозможных смайликов, выворачивание слов, типа «пейсатель», «любофф», «каклы», опыты по расширению контекстных значений, (на фонетическом, морфологическом и огромном множестве других сходств между понятиями), как например смайлик «Уточка» встречающийся в авторском блоге Василия Уткина, и другие «извращения» - это всё шаги на пути к вырабатыванию фундаментальных правил видеоязыка будущего, в котором, как думается, аберрацией будет считаться не орфографическая ошибка при написании того или иного слова, а неправильное употребление некоего общего принципа в деле конструирования месседжа. Видимо, существенно расширится и состав коммуникантов: наравне с людьми в беседе смогут поучаствовать животные, вещи, люди с имплантами, боты и сетевые субличности человека, вплоть до математических абстракций. Для общения с этими сущностями человечеству предстоит создать галерею образов, каждый из которых будет проекцией человеческого сознания, описанной на специально созданном для такого типа контактов диалекте. Диалекты, как известно, ветви общего языка. Тогда для общения с животными потребуется один диалект, для общения с разумными вещами - другой, для взаимодействия с компьютерными программами - ещё один.
Вопрос - сохранит ли человек, или шире - сущность, право на самоопределение и обособленность в таком мире?


Новые коммуниканты, благодаря приобретённой способности говорить, рано или поздно станут полноценными субъектами права и смогут участвовать в выборах, то есть законодательно выражать своё согласие или недовольство чем-либо. Соответственно рано или поздно люди придут к мысли о необходимости разделения реальности, чтобы все могли удовлетворять свои потребности и амбиции. Эта идея лежит на поверхности и хорошо видна едва ли не каждому человеку.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.08.2018. 105
  • 07.08.2018. 104
  • 05.08.2018. 103
  • 03.08.2018. 102