110

Ььььь: литературный дневник

«Поэтому научный спор — это доказательство того, что точка зрения противника не имеет ценности.
Художественный спор возможен только с оппонентом, абсолютная победа над которым невозможна.»


Ю. М. Лотман «Структура художественного текста»



К вопросу о том, почему технарям не нужно лезть в споры о пользе/вреде религии и искусства, а гуманитариям - в естествознание и точные науки.
Потому что строго рациональное мышление, свойственное технарям, служит описанию и преобразованию внешнего мира, тогда как мышление иррациональное (то есть художественное, мифологическое, религиозное) прекрасно описывает единичные личностные миры, а также поддерживает диалог между внутренними реальностями разных людей, и тем самым цементирует социум.


Предельно религиозный взгляд на вещи близок солипсизму. Солипсизм - это идея о том, что объективной реальности не существует и потому познать её невозможно, а всё, что я вижу - порождение моего сознания, только его я вправе называть действительно существующим.
Нет таких формально-логических выкладок, с помощью которых можно было бы опровергнуть солипсизм. Выходит, вера религиозного, художественно-ориентированного, творческого человека (они гораздо чаще объявляют себя верующими) имеет более рациональное основание, чем у многих технарей, которые так любят «бороться с предрассудками», а то и открыто глумиться над верующими.
Почему?
Дело в том, что научное мышление, как уже сказано, призвано изучать и преобразовывать так называемую объективную реальность. Изучается она с помощью научного метода, основанного на эксперименте, статистике и формальной логике. Имманентна из трёх этих компонент лишь формальная логика. Две другие компоненты прямо связаны с объективной реальностью, и чтобы утвердить их в качестве достаточного основания для каких-либо умозаключений нужно сделать маленькое, но очень значимое допущение - нужно принять на веру, что эта внешняя жизнь, эта объективная реальность существует.
Наука, как и все другие представления людей, в принципе основана на иррациональной вере.


Ещё раз - всю или почти всю информацию о мире мы получаем в виде текста. И далее, принимая на веру эту информацию, мы формируем своё представление о реальности.
Притом верить в существование чёрных дыр, наночастиц, в касаток и кенгуру значит - быть эрудированным, а верить в Бога, в ясновидение или в барабашку, значит - быть дураком. Хотя увидеть при желании можно и Бога и касатку (первого в изменённом состоянии сознания, вторую - в где-нибудь в Охотском море).






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.10.2018. 111
  • 14.10.2018. 110
  • 05.10.2018. 109