152

Ььььь: литературный дневник

Касательно вопроса употребления местоимения "мы". С одной стороны один человек употреблять его конечно не вправе. С другой именно местоимение "мы" помогло Эллин Макартур в 2005 году во время совершения ею одиночного кругосветного путешествия. В письмах к друзьям Эллен писала "мы", имея ввиду себя и свой тримаран. И это помогло ей не сойти с ума в условиях полного одиночества. В других, менее счастливых случаях абсолютное одиночество творило с людьми ужасающие вещи. Они переставали понимать, кто они.



Л. Выготский "Психология искусства"


"...В частности, особенного внимания заслуживает обычно организация самой речи писателя, его языка, строй, ритм, мелодика рассказа. В той необычайно спокойной, полновесной классической фразе, в которой Бунин развертывает свою новеллу, конечно, заключены все необходимые для художественного претворения темы элементы и силы. Нам впоследствии придется говорить о том первостепенно важном значении, которое оказывает строй речи писателя на наше дыхание. Мы произвели целый ряд экспериментальных записей нашего дыхания во время чтения отрывков прозаических и поэтических, имеющих разный ритмический строй, в частности нами записано полностью дыхание во время чтения этого рассказа; Блонский совершенно верно говорит, что, в сущности говоря, мы чувствуем так, как мы дышим, и чрезвычайно показательным для эмоционального действия каждого произведения является та система дыхания, которая ему соответствует. Заставляя нас тратить дыхание скупо, мелкими порциями, задерживать его, автор легко создает общий эмоциональный фон для нашей реакции, фон тоскливо затаенного настроения. Наоборот, заставляя нас как бы выплеснуть разом весь находящийся в легких воздух и энергично вновь пополнить этот запас, поэт создает совершенно иной эмоциональный фон для нашей эстетической реакции..."



Другие статьи в литературном дневнике: