202 Порядок слов и предложений в ССЦ. Категории

Ььььь: литературный дневник

В русском языке в связи со свободным порядком слов в предложении художественные тексты с различной эмоциональной нагрузкой структурируются тоже по-разному. У них разные способы межфразовой связи, непохожий способ развития основной мысли, своеобразность взаимовлияний в отношениях герой/автор и т.д.
Даже на каждом из этапов раскрытия темы (завязка/центр/финал) способ организации текста будет различаться в зависимости от вложенных в него эмоций.


По Канту, кстати, существует 12 граматических категорий (в пику 10 категориям Аристотеля)




Википедия:


Кант выделяет следующие категории рассудка:


Категории количества
1. Единство
2. Множество
3. Цельность
Категории качества
1. Реальность
2. Отрицание
3. Ограничение
Отношения
1. Присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens)
2. Причинность и зависимость (причина и действие)
3. Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)
Категории модальности
1. Возможность и невозможность
2. Существование и несуществование
3. Необходимость и случайность


Учение Канта представляет тот же недостаток, что и Аристотелево. Кант не выводит категории — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер категорий и недостаток выведения — вот упрёки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все категории из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель.


Категории у Гегеля:
Под категориями Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения категорий служит диалектический метод. Началом процесса образования категорий является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала категории качества, потом количества и т. п.


Категории Гегеля таковы:
- «бытие» (качество, количество, мера),
- «сущность» (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие),
- «понятие» (субъект, объект, абсолютная идея).


Эта диалектически подвижная система категорий у Гегеля уже ввиду одного своего монизма представляет собой значительный прогресс в сравнении с дуализмом и эклектизмом Канта. Качество и количество рассматриваются здесь как подвиды бытия, причём их противоположность снимается в той новой категории, которую Гегель назвал мерой. А в области сущности Гегель начинает с тождества, различия и противоречия, переходя далее к сущности как основанию и к диалектике сущности и явления. Однако, поскольку все категории у Гегеля суть порождение мыслящего мирового духа, постольку самая конкретная часть логики, где синтезируются бытие и сущность, носит у него название понятия. Это объясняется тем, что всё существующее, по Гегелю, есть мышление, а мышление конкретно проявляет себя в понятиях. Поэтому категории субъекта и объекта, которые отнесены в эту область понятия, носят у Гегеля исключительно логический характер. Категории у Гегеля самостоятельно порождают друг друга и являются только моментами общей творческой идеи.


Ещё раз:


Категории бытия -
1. Качество
2. Количество
3. Мера


Категории сущности -
4. Сущее
5. Явление
6. Действительность


Категории понятия -
7. Субъект
8. Объект
9. Идея





Другие статьи в литературном дневнике: