Говорят, что перед смертью сознание человека становится ясным. Умирающий как бы снимает с глаз многолетнюю плёнку обывательских хитростей и лицемерных уловок, груз тех суетливых забот и устремлений, которым он поклонялся и в диалоге с которыми строил жизнь. Тогда приходит осознание, что всё, чем привык он жить совершенно неважно. А что важно? Важно было то, что высмеивалось; считалось уделом детей и инфантилов. Поэзия. Мысль. Способность наслаждаться каждым проживаемым моментом и не желать никакого другого наслаждения, кроме этого. Умение принимать мир таким, каков он есть. Тихая благодарность Богу, родным и близким. Всепрощение.
Ключ к единственно возможному на Земле счастью... Когда каждое мгновение, как последняя песчинка в часах бытия.
Вопрос свободы, точки зрения...
Эрих Фромм:
Он предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральная проблема человека — это наличие внутреннего противоречия между бытием человека, «вброшенного в мир помимо его воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности сознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идёт по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться ей, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что приводит к отчуждению личности от общества. В результате человек теряет свою самость (или «Я»). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого. Это проявление нигилизма и автоматического конформизма.
Ницше:
"Свободным называешь ты себя?
Твою господствующую мысль хочу я слышать,
а не о том, что ты сбросил ярмо с себя.
Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя?
Таких немало, которые потеряли свою последнюю ценность,
когда освободились от своего рабства.
Свободный от чего?
Какое дело до этого Заратустре!
Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?"
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.