292 Суть интуиции времени

Ььььь: литературный дневник

Существует вечный вопрос: "Как поэты доходят до своих истин?" Видимо, они обладают каким-то неклассическим способом мышления. Неклассический способ мышления - это интуиция. Это т.н. "тёмное", нечёткое мышление - мышление Гераклита и Ницше, мышление Башлачева, Хлебникова и иных новаторов языка.
Суть в том, что поэты используют понятия (не столько абстрактные, сколько обыденные понятия) в самом широком смысле. Средствами языка поэты помещают культурно-значимые слова в столь странную грамматическую/семантическую/синтаксическую среду (Юнг писал, что интуиция подсвечивает фоновые прроцессы) что слова эти стягивают на себя огромное множество самых разных смыслов.


То есть в пику научному логическому подходу, где каждому слову соответствует строго одно значение, интуиция времени, как способ обработки информации, направлена на обозначение в тексте (в самих грамматических конструкциях и других нормах языка) архетипических элементов, составляющих ментальное своеобразие носителей данного языка и - шире - человеческой природы вообще.
Ещё раз: используемые в тексте, архетипические для данной категории коммуникантов понятия, усилиями автора (при определяющей роли т.н. "интуиции времени") как бы стремятся охватить максимально широкий круг значений и тем самым подсвечивают ценностные особенности, характерные для той группы, которой текст адресован.


Это позволяет выявить ментальное своеобразие данной общности (сие касается не только разных диалектов, но и самых разных форм коммуникации вообще - программисты, народы, пчёлы и пр.)
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ РОМАНА
А КРОМЕ ТОГО, УЖЕ МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ИНТЕРНЕТ У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ИГРАЕТ РОЛЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. (Поскольку человек, бороздящий просторы интернета пребывает в полубессознательном состоянии, в трансе) ОТСЮДА СЛЕДУЮТ ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ВЫВОДЫ... ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ?


Так построены, например, тексты Ницше (У нас - Башлачёв, Хлебников). За кажущейся "рассеянностью", поэтической безинформативностью в текстах Ницше на самом деле выявлены все основные проблемы западной цивилизации.
ПИСАТЕЛИ ТАКОГО СКЛАДА ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЮТ ФОРМЕ, А НЕ СОДЕРЖАНИЮ ("ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА"). ИХ ЦЕЛЬ - ПОЧТИ БЕЗНАРРАТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, СВОЕГО РОДА СЛОВЕСНАЯ МУЗЫКА.


На примере текстов и образа Башлачёва можно отыскать некоторые архетипические константы в культуре русской Средней полосы: поле, зерно, мороз, "к свету - по этапу", безумие, родящий хаос, "широк человек", жестокое веселье, пьяное буйство и самая честная, чистая любовь.


В способе внутритекстовых связей и взаимоотношениях этих констант, в языковых конструкциях, определяющих эти связи, сокрыты сложновербализуемые сущностные признаки "загадочной русской души".


Это тот самый хаос, из которого по завету Ницше, рождается "танцующая звезда".




Другие статьи в литературном дневнике: