321 Мой дед

Ььььь: литературный дневник

Мой дед, Петров Виталий Степанович, родился в 1927 году, в Благовещенске в семье крестьянина Степана Ефимовича Петрова и жены его – Вассы Калинниковны (в девичестве Мокиной).
Отец его сам был из зажиточной крестьянской семьи. На дворе держали несколько сотен голов крупного и малого скота и птицу. В 1932 году, когда деду было 4 года в рамках проводимого тогда правительством раскулачивания домой к ним в зимнюю ночь пришли комиссары. Степан Ефимович вместе с женою и двумя детьми (дедом и его двухгодовалым братом) были вынуждены бросить дом, имущество и прямо среди ночи бежать через замёрзший Амур за границу - в Китай, оккупированный тогда японскими войсками.
Поначалу они обосновались на станции Имяньпо, но позже перебрались в город Харбин, где в сформированном японским правительством «Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи» (БРЭМ) можно было получить небольшую помощь.
Степан Ефимович с семьёй поселился у домовладельца Венценского, где исполнял обязанности сторожа, истопника и наездника.
Уже в 1946 году, когда в СССР завершалась кампания против Японии, и дед мой и прадед - оба были призваны в качестве переводчиков-проводников в ряды Квантунской армии. После разгрома японцев они были взяты в плен и осуждены по статье «измена Родине». Дед в свои юношеские годы получил 8 лет лагерей и был угнан этапом на север под Воркуту. Там от голода ел крыс, получил несколько обморожений. Выйдя из лагеря, он мгновенно женился на первой попавшейся женщине - санитарке и уже через год в молодой семье родился первенец, моя мама.
Прадед Степан Ефимович получил 11 лет и отбывал наказание на поселении близ Караганды, куда несколько лет спустя к нему перебралась Васса Калинниковна с младшим сыном.
Вскоре после смерти Сталина семья воссоединилась. Прадеда до самой смерти отказывались брать на любую работу по полит. статье. Он с сыновьями полулегально занимался охотою и ремёслами.
После распада СССР дед и прадед были реабилитированы.



Другие статьи в литературном дневнике: