386 Как угандошить начальника

Ььььь: литературный дневник

Конфликт – это основное содержание социальной Игры. Вспомним Юрия Лотмана: «Игра — “как бы деятельность”, а искусство — “как бы жизнь”». Так вот, любая человеческая деятельность, включая политику и науку, по сути может быть описана простым словом – Игра.
Надо, впрочем, заметить, что в обыденной жизни это имеет довольно карикатурный вид. Подчас люди забывают, что их рабочие обязанности, их болтовня, короче вся их социальная активность является Игрой, за которой сокрыты гораздо более ценные вещи. И тогда они действительно смешно выглядят. Но продолжим…


Итак, дольний мир основан на конфликте (но не горний). Именно конфликт лежит в основе социальной Игры. И это диалектический конфликт. Борьба и единство противоположностей. Значит нужно принять такое положение дел как данность и настроиться на войну. Но настрой на ведение войны вовсе не означает какой-то жуткой кровожадности. В обыденной жизни конфликт, как правило, еле заметен, неуловим и, тем не менее, не прекращается никогда, покуда не обрывается сама нить жизни. Чтобы не быть спичкой, слепо плывущей по течению этой жизни, нужно осознавать, что происходит вокруг. Ведь конфликт будет делать вас несчастным, ровно до тех самых пор, пока вы не признаете для себя, что он – основа всего. Нужно существовать в конфликте, как рыба в воде, и тогда с каким бы крахом вы не столкнулись, вы уже изначально будете знать, что всё именно так и должно было произойти, потому что жизнь есть борьба. И в то же время, если у вас нет какой-то ощутимой видимой цели, не нужно актуализировать конфликты на пустом месте. Пустые конфликты – для пустых людей. Конфликт должен быть наполнен значимым содержанием.


Одна из форм традиционной терминологии для описания жизненного конфликта – дихотомия, то есть стык враждующих слов. Например, у Эриха Фромма есть книга с названием «Иметь и быть». Фромм сталкивает две противоположности: любовь и власть. (Удел власти – иметь что-то, удел любви – быть чем-то или кем-то). По сути этой дихотомией описывается наиболее распространённый способ человеческого взаимодействия.


Что представляет из себя власть как таковая? Власть означает овладение объектом независимо от его воли. Это искусственное присвоение объекта без слияния с ним, волевое навязывание объекту статуса подъярёмного ресурса, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Власть устанавливает чёткую границу между субъектом и объектом по типу «Я – пастух, а ты – овца». Возникает иерархия.


Что представляет из себя любовь как таковая? Любовь действует прямо противоположным образом – она работает на смешение субъекта с объектом, стирание личных границ. Любовь борется за уничтожение навязываемой иерархии, и использует для этого свой метод: «Я – это ты, мы с тобою - одно целое». Иерархия рушится.


Иными словами, если власть насильственно завладевает объектом и рассматривает его лишь как свой ресурс, не встраиваясь в него, то любовь рассматривает объект как часть себя, и желает к нему приобщиться, слиться с ним.


Как итог, любовь и власть дополняют друг друга. Между ними необходимо устанавливаются диалектические взаимоотношения: борьба и единство.


Разберём это на примере интимной связи. Мужчина являет собой агрессивное, наступательное начало. Женщина – начало пассивное, восприемлющее. Конфликт в данном случае строится следующим образом: Задача мужчины - овладеть женщиной, не подпадая при этом под её чары. То есть сохранить границу между собой и ею. Женщина напротив – должна очаровать мужчину, влезть в его душу, приобщиться к нему таким образом, чтобы он, осуществляя свои властные полномочия, чувствовал на своей шкуре, что его женщине болезненно, а что приятно. Подвластный подстраивается, примыкает к владетелю, чтобы тот ощущал свою власть на себе самом же. В итоге же, если и та и другая сторона идёт до конца и не уступает в этом конфликте, возникает настоящий симбиотический узел – здоровая семья. И как венец этого противоборства – рождение ребёнка.
Ребёнок, этот плод конфликта любви и власти, ощущает на себе ровно те же влияния. За подтверждением можно обратиться к одной из книг Дугина, где эта мысль представлена в слегка опосредованном виде: «Мужское сознание жестко и постоянно отделяет одно от другого, мужчина помешан на операции дифференциации, особенно западный, европейский мужчина. Женское сознание или его проект, пока еще не до конца развившийся, наоборот, холистически соединяет между собой явления. С этим связано отношение к процессу производства детей. Для мужчины это — создание чего-то вне его, а женщина носит ребёнка в себе как субъекта. Мужчины видят субъекта всегда во вне, женщина же носит его в период беременности внутри себя. Соответственно, ее представление о теле, о собственном отношении с этой будущей субъектностью иное. Беременность дает женщине опыт сосуществовании двух субъектов в одном теле, и даже двух тел в одном теле…»


Наш рационализированный мир одержим властью. Для любви почти не осталось места. Отсюда неправильный вектор развития, потому что разрешение конфликта в какую-то одну сторону обрушивает устои жизни. В результате действительность становится мёртвой, предсказуемой, ритуальной.


В качестве ещё одного примера можно рассмотреть профессиональные отношения.
Вот есть начальник, который один-единственный и он являет собой власть. И также есть группа его подчинённых, которая, воспроизводя социальный шаблон, должна неистово любить начальника, (в жизни обычно всё имеет несколько карикатурные формы). Начальник своей возвышающейся властью указывает направление рабочему процессу, а группа, приобщаясь к фигуре начальника, обеспечивает поступательное движение этого процесса. И мы воочию наблюдаем, как человеческая общность структурируется по образу спрута с одной головой и множеством щупалец, которые взаимосвязаны друг с другом отношениями мнимой любви, но ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ власти. Так и работает всякая современная организация, от армейских подразделений до крупнейших промышленных холдингов. Всюду общение регламентировано юридически, по уставам. И никакого намёка на душевность, на близость, на добровольность. Ибо «на троне» в подобных структурах обычно находятся альфа-самцы, а они на правах победителей устанавливают правила под себя.
Хорошо хоть до малого бизнеса пока что не добрались...


Что в этих условиях могут сделать люди слабые? Конечно, путь в директора ФСБ или какого-нибудь «Газпрома» слабому человеку заказан, зато в коллективах с нестрогой организацией, с посредственным руководством такой исход выглядит допустимым - при условии, что слабый поставит себе ясную цель, научится чутко улавливать смысл социальной Игры и идти к ней, одерживая победы в возникающих конфликтах.


Цель выше озвучена. Смысл социальной Игры схватывается самим содержанием этого текста. А как слабому человеку побеждать в конфликтах?


В науке побеждать есть 2 определяющих фактора: внутренний и внешний.
Внешний фактор, как правило, бывает связан с полемическим влиянием ценностной базы другого человека.
Внутренний фактор отчасти связан с типом высшей нервной деятельности (физиология), а отчасти с целостностью Эго (психология) действующего субъекта.


Если мы оцениваем шансы слабого человека, мы должны иметь ввиду меланхолика. Но меланхолик не всегда слаб, значит нам нужен не просто меланхолик, а меланхолик с повреждённым Эго.


Эго фрустрируется (повреждается) при ситуациях вопиющего несоответствия каких-то личных убеждений - нравственных, интеллектуальных, культурных - и ценностей, прямо или косвенно декларируемых другими. Ситуации могут быть разными, но смысл всегда один и тот же, например: у некоего индивида с детства сложилось убеждение, что нужно быть «хорошим человеком», или что надо относиться к окружающим по их социальному статусу. И он не берёт в расчёт, что в не строго организованных коллективах первая скрипка чаще играется психологией, а не какими-то гражданскими ярлычками. То есть неважно грузчик вы или директор отдела, важнее как вы себя подаёте. Естественно, социальное давление на грузчика будет гораздо мощнее, чем на директора, но даже грузчик при декларации внятно и чётко занятых позиций всегда сможет фактически встать на одну ступень с начальником (По крайней мере, на неформальном уровне).


И вот при столкновении с реальностью эти внутренние убеждения оказываются под ударом. Обстоятельства превращают их в ложь и глупость. Возникает нервная реакция в двух направлениях: злоба на самого себя и злоба на конфликтёра.


Самое главное и первейшее действие в этом случае – исключить эмоциональный момент, выключить своё личное отношение. И к себе и к оппоненту. Никто ни в чём не виноват. Оппонент не тупой, он не выродок и не мразь, как хочется думать под действием эмоций. Он просто другой человек.


Дело в том, что эмоциональный момент заставляет нас нервничать, а тот кто больше нервничает, тот в итоге проигрывает, поскольку тревога – дело энергозатратное. Тревога мешает спать, мешает пищеварению, мешает поступать согласно рассудку, и - главное – при неоднократном травмирующем воздействии тревога оказывает «эффект собаки Павлова». Через такое воздействие оппонент делает вас покладистым буквально на физиологическом (биохимическом) уровне.


Как происходит фрустрация?


При должной степени концентрации можно точно запечатлеть момент удара по вашей психике. В ваших мыслях, словах и действиях вдруг начинает нарастать тревожность. Вы начинаете слишком много думать о сопернике, проникаетесь его языком, его аргументами, его жизнью. И вот вы уже подспудно чувствуете его правоту. И это первый шаг к проигрышу… Но так как переключить внимание на что-то другое бывает крайне сложно в такие минуты, старайтесь думать о конфликте с позиции отстранения – как о намеченной и реализуемой вами программе. Скажите себе: «Всё именно так и должно было произойти». А вы, вступив в эту склоку, просто в очередной раз обнажили извечную правду жизни, которую и без того знали.


Чего делать не нужно?


- не нужно себя винить


- не нужно оправдываться ни перед кем, даже если вы трижды не правы.


- не нужно бежать к кому-то за утешением.


Сохраняйте полную невозмутимость! Смотритесь в себя как в зеркало и ласкайте собственное Эго! Помните, что вы должны заставить других уважать этого прикрастного челаэка, даже если он трижды не прав! Впрочем, если вы достаточно спокойны, можно и признать собственную неправоту. Но, опять же, это делается с достоинством и спокойствием! Будьте наглее и больше шутите.


Всё это необходимо уже потому, что задача каждой из противоборствующих сторон – ранить противника в самое сердце, сохранив притом полное хладнокровие. Нужно расколоть чужое Эго, посеять в душе врага зёрна сомнений – в собственной его адекватности, в умственных или иных каких-то способностях. Пусть он, как то «разделившееся в себе царство», не устоит. Короче говоря, нужно ударить в больное место, а для этого нужно заранее узнавать больные места.


Когда кому-либо из соперников удаётся одержать верх, тогда он приобретает некую власть над поверженным оппонентом. Победив в одной битве, он завоёвывает право устанавливать правила на тот период, пока оппонент оправится и перегруппируется перед новым витком конфликта. Победитель очередного локального сражения, устанавливает те правила, в соответствии с которыми он может хорошо и вольготно себя чувствовать. А потому правила, устанавливаемые победителем, никогда не могут устраивать все стороны конфликта. Грубый человек устанавливает хамские правила, тонко чувствующий (если он-таки побеждает в конфликте, что бывает нечасто) должен стремиться к установлению интимной коммуникации с очень подвижной внутренней структурой. Иначе он не сможет удерживать обретённую власть, и расплата придёт очень быстро. Что я имею ввиду, когда пишу об интимной коммуникации?


Я говорю об устройстве коллектива с обязательным вниманием к душевному состоянию всех причастных. То есть когда в принципы межличностного взаимодействия закладывается необходимость уважения к чужим внутренним переживаниям и все члены коллектива обязаны строго блюсти это.


Психика проигравшего может после схватки работать двумя разными способами. Если проигравшим оказался человек сильный, с крепким Эго и устойчивой психикой, то он не перестаёт видеть в своём оппоненте врага. Он не перестаёт считать именно его виноватым. Он до времени встаёт на вторые/третьи места в созданной иерархии и занимает выжидательную позицию с тем, чтобы напасть снова при изменившихся условиях.


А как работает повреждённая, фрустрированная психика слабого человека?


Психика слабого человека устроена таким образом, что если владетель обходится с ним по-свински, проигравший в ответ начинает его больше любить. Чем хуже обходятся с проигравшими, тем сильней проигравшие ценят властителей. Казалось бы, парадокс, но так проявляется оппозиция любовь/власть. То есть в отличие от сильного слабый по-настоящему верит в могущество оппонента! Он забывает о факте социальной Игры, капитулирует перед ней, путает её с настоящей жизнью.


Итак, психика слабого человека после проигрыша начинает искать виноватого и виноватым, как правило, назначает самого себя. Причины для самообвинения у него могут быть самые разные, но на деле они бессмысленны, ведь проблема не в том, что проигравший имеет какие-то недостатки, проблема в том, что он принял роль жертвы. Ему сумели навязать эту роль. Самообвинение всегда крайне болезненно, но одновременно оно приводит к самопознанию. Главное здесь - уметь думать. Далее проигравший, НЕЗАВИСИМО ОТ СВОЕЙ ВОЛИ, начинает подготовку к новому этапу борьбы. Каковы стадии этого процесса?


Процесс развивается следующим образом:


- во-первых, отдых и отказ от ложных убеждений;


- во-вторых, попытка притупления внимания конфликтёра через демонстрацию своей любви (чаще в форме пассивной покорности);


Дело в том, что при установлении власти гегемоном, окружающие начинают подстраиваться под него и тем самым будто пытаются уверить властителя в своей любви. Тогда очарованный гегемон заимствует у подчинённых несвойственный ему метод ведения борьбы (любовь), что практически означает признание собственной слабости, а это в свою очередь побуждает окружающих готовиться к новой битве.


- в-третьих, компенсаторное выпячивание своих сильных сторон;


- в-четвёртых, поиск способов их применения на новом витке конфликта;


- в-пятых, вызов победителя на новую битву через неисполнение прежде установленных правил или навязывание своего языка с переводом конфликта в комфортную для себя сферу деятельности.



Пятый пункт требует небольшого пояснения.
Дело в том, что многословность (то есть громогласное выяснение отношений) отнюдь не поможет вам добиться своих интересов, а лишь обнаружит их в глазах другого. Слова – для инфантилов, для зрелых – действия.


Исходя из этого, первая задача проигравшего в деле завоевания автономии, то есть отделения от суверена, будет состоять в том, чтобы разрушить травмирующую форму коммуникации, путём её обрывания. На этом этапе слабый должен научиться спокойно молчать в ответ на оскорбления/требования/угрозы победителя. Именно спокойно и именно молчать. Не следует забывать о своём праве не участвовать в коммуникации, если вас что-либо в ней не устраивает. Это предполагается негласными правилами социальной Игры.


Обычно применение такой практики, вкупе с холодным, ничего не выражающим взглядом, оказывает гипнотизирующий эффект. Оппонент теряет уверенность в себе, потому что молчание оппонента может значить всё, что угодно. Неизвестность внутреннего содержания - одно из главных свойств сильной власти (Вспомнить хоть Достоевского: чудо, тайна, авторитет). Она работает на создание мифического образа, а это уже заявка к победе.


Таким образом, социальная Игра в наше время как правило выносит на самый верх асоциальных психопатов, не способных к любви. Здесь нужно сказать, что слово «психопат» я наделяю исключительно медицинским значением. Это не душевнобольной и не слабоумный, это - рассудочный человек с патологически сформированной психикой. У таких людей в отличие от обычных лидеров нет жажды любви, во имя которой чаще всего совершаются завоевания на нижних ступенях общественной пирамиды. Психопат от природы не способен к любви. Следовательно психопата невозможно понять обычной логикой, а потому они мнятся окружающим неуязвимыми. И чем психопатичнее субъект/группа/условия общего взаимодействия, тем больше во всём этом властного потенциала. Получается, почти каждая крупная организация в наше время представляет собой обезличенный людоедский механизм.


Поэтому, если вы хотите задержаться на такой работе, тогда вам придётся следовать навязываемым правилам. А следовать этим правилам можно только через превращение себя в функциональную часть механизма. То есть на работе должны быть исключительно рабочие отношения. Нужно постоянно настаивать на этом, ибо в противном случае начальство будет манипулировать вашим добрым человеческим отношением, когда ему выгодно, а когда не выгодно - будет «включать власть».



Другие статьи в литературном дневнике: