432 Читая Генона 1

Ььььь: литературный дневник

...Сакральная или традиционная (герметичная) наука в изложении Генона содержит развёрнутое систематическое описание корпуса символов, употребляемых в разных религиозных и мифологических системах народов мира. По сути дела она является приведением структурного мифологического содержания к графическим и буквенно-числовым соответствиям, демонстрирующим, что символизм является стройной, более того - точной наукой.
<...>
...Поскольку область традиционной метафизики имеет дело со сверхчеловеческими ценностями, стоящими по своей природе выше словесного и дискурсивного изложения, их можно постичь только через символы.
В "Заметках об инициации" Генон пишет: "Учение, касающееся невыразимого, очевидно, может лишь намекать на него с помощью соответствующих образов, которые являются как бы опорой созерцания... Это означает, что такое учение неизбежно принимает символическую форму".
Символы позволяют, таким образом, сделать конкретными, чувственными, постижимыми трансцендентные истины, которые язык не в состоянии сформулировать. "Именно это делает символику языком гораздо менее ограниченным, чем обычный язык, - поясняет Генон, - и единственно способным к выражению и сообщению неких истин; открывая этим действительно бесконечные возможности понимания... <...>


Символом может служить как абстрактное понятие - геометрическая фигура, число, ритмическая единица, так и любой объект материального мира, будь то небесное тело, стихия, животное или растение, камень или металл; символика использует множество форм, так что и сам миф зачастую является её частным случаем.


(Если вести речь о посвящении, то есть нагружать некие действия инициирующим значением, то в таком случае - пишет Генон, - можно отождествить понятия обряда и символа. - моё замечание)
...В мифе говорится нечто иное, нежели то, что хотят сказать; это внушается посредством аналогического соответствия, представляющего собой основу и самую суть любой символики (пример: "Свинья под дубом"). Это иносказание. Таким образом, миф говорит в то же время как бы сохраняя молчание.
Генон указывает на родство слов "миф" и "мистерия", происходящих от одного и того же корня. В мифах важно прежде всего их символическое содержание и назначение мифов в том, чтобы служить языком инициации.


Итак, крест символизирует реализацию "универсального человека" (личности), он же - центр мира, где точка пересечения вертикали и горизонтали является богоугодным состоянием. Если - согласно Хоружему - современный человек есть сумма отношений с антропологической границей, то можно сделать недвусмысленный вывод, что мы находимся необычайно далеко от богоугодного состояния, а значит должны повернуть назад. Но с другой стороны, должен быть и некий тайный путь, когда радикальный рывок от центра к периферии может стать другим способом вернуться к богоугодному состоянию... Впрочем, это опасный и жуткий путь.



"Символизм креста" (вступление)



Другие статьи в литературном дневнике: