458 Классический роман и беллетристика

Ььььь: литературный дневник

В своем развитии от беллетристического к классическому (и от профанного к сакральному) произведение постепенно переходит от повествования, которое только указывало и описывало, к почти чувствуемому впечатлению, возникающему в сознании читателя. Наиболее полно подобное воплощение "второй реальности" оказывается возможным в классическом романе, который в силу этого вполне может быть назван мифологическим.
Ценность классического романа заключается в нем самом, а не в том, насколько
точно и полно он отражает реальный мир или насколько сильно воздействует на
реальность («учит» чему-то).


Если в беллетристическом романе главное – занимательный сюжет, описательность внешнего события, то в классическом произведении главное – создание чувства, атмосферы через проникновение в глубины психической и метафизической жизни героя, через удвоение мира и его философское, лирическое и мистическое углубление. Сюжет уже не служит источником наслаждения или интереса. Удовольствие вызывает прямое знакомство с духовным миром героя, когда выводы о его подлинной сущности делает сам читатель, они не навязываются писателем. Интерес вызывают не судьбы героев, не их удивительные приключения, а они сами, их присутствие, не сюжеты, а герои, не действия, а лица.



См.: Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995.



Другие статьи в литературном дневнике: