Чары литературы Катаев

Максим Федорченко: литературный дневник

Я борюсь с привычкой по сту раз перечитывать любимые книги, а она, проклятая, борется в ответ. Подкупает меня на 98-ом прочтении всякими драгоценными мелочишками, заметить которые при первом и единственном прочтении может лишь самый зоркий глаз. А мелочишки известно что скрывают - и вот какого дьявола я выудил сегодня.


В повести Валентина Петровича Катаева "Белеет парус одинокий" есть такой эпизод: маленький Павлик выходит один во двор погулять, никуда со двора отходить не собирается, но его внезапно увлекает за собой уличное шоу - Ванька-Рутютю, иначе Петрушка, и Павлик следует за бродячим кукольным театром и теряется.


Этот эпизод дан от третьего лица с внутренней фокализацией, то есть глазами Павлика: читатель видит и знает только то, что видит и знает четырехлетний мальчик с шоколадными глазами, не больше. Я так это всегда и читал, и вдруг сегодня, на каком-то 98-ом прочтении, до меня дошла полнота именно этого эпизода.


Сначала перечитайте этот маленький эпизод:


"...как раз в это время во двор пришел Ванька-Рутютю, иначе говоря - Петрушка. Вместе с другими детьми Павлик посмотрел все представление, показавшееся слишком коротким. Впрочем, распространился слух, что в другом дворе будут показывать больше.
Дети перекочевали вслед за Ванькой-Рутютю в другой двор. Но там представление оказалось еще короче. Оно закончилось тем, что Ванька-Рутютю - длинноносая кукла в колпаке, похожем на стручок красного перца, с деревянной шеей паралитика - убил дубинкой городового. Между тем решительно всем было известно, что потом должно еще обязательно появиться страшное чудовище - нечто среднее между желтой мохнатой уткой и крокодилом - и, схватив Ваньку-Рутютю зубами за голову, утащить его в преисподнюю.
Однако этого-то и не показали. Может быть, потому, что слишком мало падало из окон медяков. Не было сомнения, что в следующем дворе дело пойдет лучше..."


Но шоу в каждом следующем дворе оставалось все таким же коротким - Павлик потому и заблудился, что следовал со двора во двор в надежде увидеть то самое чудовище и утаскивание незаконного Ваньки в ад. Но именно этот назидательный, одобренный цензурой и благонамеренный финал почему-то не показывают - в каждом дворе дети и взрослые видят только убийство городового палкой, но без возмездия.


Тут следует остановить упоительное чтение и вспомнить, что дело происходит в августе-сентябре 1905 года. То есть вскоре после восстания на броненосце "Потемкин" (июнь 1905 г.) и на фоне прочих событий революции 1905-1907 годов, охвативших всю империю, от Царства Польского до Дальнего Востока. По всей Бессарабии и в самой Одессе ловят матросов с "Потемкина" - участников восстания, всюду снуют шпики и переодетые жандармы. Один из них - Родион Жуков - заметный герой повести Катаева.


И тут читателя вдруг осеняет: обрезанный финал уличного кукольного шоу, убийство полицейского без возмездия, - это же дерзкая политическая пропаганда, призыв к восстанию и свержению властей! Думаю, по замыслу Катаева ее "проморгали" цензура с охранкой, занятой ловлей беглых матросов с "Потемкина". Проморгал ее и я, множество раз наблюдая эти события шоколадными глазами Павлика, пока, наконец, моя пагубная привычка не раскрыла мне мои собственные глаза на любимый текст. Такая краткость и прозрачность - и столько вместить!


...и это тоже они - чары литературы.



Другие статьи в литературном дневнике: