Любовь в священном мусоре

Владимир Каев: литературный дневник

Улицкая Людмила Евгеньевна, «Священный мусор», сборник статей и эссе. Доклад «Не слишком ли много этой любви?». Лион, апрель 2008 года, литературный фестиваль.


Сегодня Улицкой 81 год.


До апреля ещё пара месяцев, до Лиона не добраться, а книга рядом, на столе. Такое ощущение, что сайт прозы и есть литературный фестиваль. Столько имён, столько флагов!… Обрывки записей летят в воздухе, смех, тишина за углом, кто-то сосредоточенно читает, не слыша шума улицы…


Конспект доклада, пара страниц без пометок на подоконнике окна с опущенной шторой…


* * *


Первое, что можно заметить: само существование в мире феномена любви есть достижение разума. Человек — носитель разума и одновременно инструмент познания любви. Оговоримся: всякий раз, когда произносится слово «любовь», большинство людей имеют в виду любовь эротическую, влекущую мужчин к женщинам, женщин к мужчинам. Она описывается как высшее счастье, ее жаждут, за ней гоняются, она часто составляет содержание жизни и ее венец. …а между тем она лишь частный случай из множества разновидностей, и именно она свойственна всему животному миру — бабочкам, птичкам, рыбам и гадам.

Там, где русский язык произвел одно-единственное понятие, древние греки усматривали множество разновидностей:


эрос — любовь чувственная,


агапэ — любовь жертвенная, духовная,
филиа — возвышенная любовь-дружба…
сторгэ — любовь-нежность, любовь-привязанность


любовь-мания, болезненная одержимость
любовь-прагма, подконтрольная разуму, ничего общего со страстью не имеющая
любовь-лудус — взаимная игра, приносящая участникам мимолетное наслаждение.


…две составляющих — вертикальная и горизонтальная… Вертикаль восставлена из человеческого сердца ввысь… к звездному небу, синонимами которого выступает Абсолют, Господь Бог, Высший Разум… Второй вид любви работает в горизонтальной плоскости — он направлен на ближних… оба эти вида любви связаны неразрывно, ибо образуют некоторую систему координат.


Еще одна координата, которую мы вынуждены учитывать — время: время в понятии историческом и время в понятии человеческом, ограниченном одной-единственной жизнью.


Где вертикаль? Где горизонталь? Всё сливается в единой точке — в любви к самому себе. Целая цивилизация развернулась и подталкивает человека к этой бесплодной, бесперспективной, в тупик загоняющей любви. Термин «нарциссизм» был пущен в оборот известным миру венским доктором, большим знатоком античности. Древние греки и тут опередили современность.


Романы, где главенствует эротическая любовь, расцвели в XIX веке. В XX они обрели обязательный хэппи-энд. До этого времени все великие произведения о любви непременно кончались смертью одного из персонажей, как правило женского. И это неизбежно: если не поставить точку вовремя и дать долгую супружескую жизнь любовникам, кто же поручится, что Беатриче, приобретя с годами жизненный опыт, не станет изменять супругу с конюхом, из Джульетты не вылупится властная матрона, преследующая мужа ревностью и подозрениями, а Анна Каренина, вступив во второй брак, не станет наркоманкой ввиду угасания к ней сексуального интереса со стороны мужа, увлеченного исключительно лошадьми?


Кто сказал, что в мире слишком много любви? В мире острый дефицит любви — бескорыстной, самоотверженной, свободной. Той, о которой произнес апостол Павел свои бессмертные слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…



Другие статьи в литературном дневнике: