Расходуя энергию чтения

Владимир Каев: литературный дневник

(Что-то не вяжется с простым форматом записной книжки. Приходится заменять квадратные скобка, в них привык указывать номера страниц фрагментов, на фигурные. И пробелы в начале строки не воспринимаются литературным дневником. Ставлю точки в начале. Несколько пробелов после этих точек воспринимаются как один. Казалось бы, самый простой формат предполагается дневником. Так нет же, масса странных нюансов…)


Запись о чтении от 01.07.2001, стало быть, ровно 23 года назад.


Милорад Павич. Звёздная мантия. Астрологический справочник для непосвящённых.
СПб., Издательство "Азбука", 2001


Впечатление смутное: «Игра словами, судьбами, временем, чувствами».


Что-то ещё читал у Павича, но не углублялся. Запись от 5.06.2002:
«Вакханалия, произвол слова, недержание смысла, интернетовская плодовитость и бесстыдство… так и не смог его читать в дальнейшем».


Вернулся к «Мантии» 18.12.2012, перечитал. Любопытная цитата со страницы 11 в квадрате.


«Нужно вовремя открыть своё прошлое, ведь у него тоже есть свой срок годности и он может истечь». {121}


Точно, так и есть, прошлое должно быть вовремя открыто, иначе от него проку нет. Но каков же прок и при чём здесь астрология? — При том, что именно астрология и занимается временем жизни таким образом, что прошлое и будущее соединяются в целое — через момент жизни…


А вот и ещё одна книга, оставившая следы. Прочитана 04.10.2011. Не она ли побудила вернуться к «Мантии»?


«Ящик для письменных принадлежностей»
СПб.; Издательство "Азбука", 2000


Череда фрагментов. Что там было в ящике, не помню, найденные фрагменты вызывают интерес. Прилагаю первую реакцию после каждой цитаты.


В моей жизни как будто существуют два времени. В одном времени не стареешь, но вместо тела тратится что-то другое. Карма? Может быть, наше тело и наша душа — это горючее? Горючее для чего? Может быть, Время — это сила, которая движет телом, а Вечность — это горючее души? {32}


. Время — движение, Вечность — энергия. Да, похоже.
. Два времени — в забывчивости перемен и в старении.
. В первом остаюсь всё тем же пацаном, забывая посмотреть в зеркало.
. В относительно неподвижном состоянии словно уже попал в Вечность.
. Второе время, за которым следят часы, Вечность отсутствует.


Когда я в семнадцать лет вышла замуж, у меня была такая грудь, что никто из знавших меня не запомнил моего лица. {36}


. Замечательно. Грудь была лицом…))
. Бывает.


Всякий раз, когда что-то забываешь, это означает, что к тебе обращается и окликает тебя по имени кто-то с той стороны. Кто-то с того света подаёт тебе знак, что хочет вступить в общение с тобой. И если вспомнишь забытое, это значит, что то сообщение, которое этот кто-то хотел тебе передать, достигло тебя! Но имей в виду, то, что ты забыл, всегда немного изменено, и когда наконец ты вызовешь забытое в своём сознании, то, что ты вспомнил, всегда будет немного отличаться от того, что выцвело в твоей памяти… И именно в этой разнице и кроется сообщение. {92-93}


. Забываешь — признак оклика. Вспомнил — знак с того света (не знаю, что у Павича в оригинале, но хочется думать, что тот свет не царство Аида, а Зазеркалье).
. Вспоминаешь не один к одному. В отличии есть что-то существенное, сообщение, которое важно услышать.


…волосы у меня становятся кудрявыми, стоит мне полностью расслабиться или влюбиться, и делаются прямыми и повисают, когда случается сесть голым задом в крапиву. {107}


. Выразительно.


Говорят … что ненависть живых превращается в любовь умерших, а ненависть мёртвых в любовь живых. Не знаю. Одно знаю: чтобы быть счастливым, нужен дар. Для счастья нужен слух как для пения или танцев. Поэтому я думаю, что счастье передаётся по наследству и его можно завещать.
— Это не так, — резко возразила я, — счастье не передаётся по наследству, его нужно строить: камень на камень. Впрочем, гораздо важнее, как ты выглядишь, а не то, счастлив ли ты… {126}


. Счастливый характер может быть унаследован.
. Говорящий о мёртвых и живых, похоже, интроверт. Он внутри себя.
. Возразивший экстраверт, он весь в глазах смотрящих на его, как в зеркалах.


Души пользуются нашими снами как местом для передышки в пути. Если к тебе в сон залетит птица, это означает, что какая-то блуждающая душа воспользовалась твоим сном как лодкой для того, чтобы переправиться ещё через одну ночь. Потому что души не могут плыть сквозь время как живые… Наши сны — это паромы, заполненные чужими душами, а тот кто спит, перевозит их…
Значит, — задумчиво заключила я, — нет старых и молодых снов. Сны не стареют. Они вечны. Они единственная вечная часть человечества… {130}


. Мир снов принадлежит океану Вечности, по которому плывут души, во времени жизни неотделимые от потока реальности. Может быть, Время — это река, а Вечность — океан?
. Что-то метафизическое просвечивает.


…тот, кому удаётся излечиться от самого себя, плохо кончает. {157}


. Внушает надежду на хороший конец ))


Читатель, не расходующий энергию, накопленную благодаря чтению, похож на человека, который толстеет оттого, что не тратит энергию, приобретённую за счёт пищи. С писателем дело обстоит иначе. {158}


. По поводу читателя однозначно согласен и разделяю.
. Про писателей — воздержусь. Писателям виднее.



Другие статьи в литературном дневнике: