Просто о сложном, сложно о простом
У Александра Васильевича Гриня прочитал «Новый фильм Мастер и Маргарита» и оживился.
«…донести главную философскую идею произведения. А она - такова.
. Мастер в романе - символ творчества, а Маргарита - символ высочайшей всепрощающей любви. Той любви, которая роднит Маргариту в её бескорыстной любви к Мастеру, с самим Мастером в его бескорыстной любви к истине, их обоих - с Иешуа в его бескорыстной любви ко всему человечеству. Без этих двух высших инстинктов гуманоидного комплекса - творчества и любви природа человеческая бессмысленна и бесплодна.
. Даже всесильный Воланд - преданный слуга двух великих начал в человеке. На балу к ногам Маргариты падают все подлости, предательства и мерзости нашего мира. Любовь пафосно венчает итог всех человеческих движений, даже тех, которые пытались самого человека уничтожить.
. Сюжетным смешением Мастера с самим Булгаковым сценаристы попытались докричаться до зрителя о том, что "Мастер и Маргарита" это не столько фантазийная развлекалка для дебилов, а то, что происходит с нами здесь и сейчас».
Коротко, ясно, содержательно.
Что-то в этом роде пытался выразить, но не Булгаков или Бортко были исходным пунктом, а что-то другое.
Вспоминая, оказался «Между храмом и библиотекой» - текст конца 2021-го. Перечитал, отредактировал, вытащил из раздела «Образы реальности» на видное место. Длинный текст. У Гриня коротко и ясно. У меня нагромождение. Личное, личное под ногами… под пером… путается. Не то перо, что выводит текст каллиграфически, а то, что птицу одевает…
Александру Васильевичу выражаю признательность за повод вернуться в свой литературный птичник. Как-то вовремя прозвучало.
Упомянутый фильм не смотрел.
Мне нравится версия Юрия Карра.
Тему Мастера и Маргариты можно разрабатывать вечно, она про Вечность.
Гринь
https://proza.ru/2024/03/03/623
Аз
https://proza.ru/2021/11/18/1699
Другие статьи в литературном дневнике: