Заветная тетрадь или рукописи не горят. Ч. 8Заветная тетрадь или "рукописи не горят". Часть 8. Бабушке Мане посвящается... Предисловие. 31 марта исполнилось 45 лет со дня смерти моей любимой бабушки Мани (Рабинович (Карась) - 1892 - 31.03.1970.) Мне в наследство от бабушки досталась тетрадь её среднего сына Боруха Рабиновича, 1923 года рождения, в 1940 году окончившего школу N 3 г. Житомира. В первые дни Великой Отечественой войны 1941-1945 годов Борис (Борух) ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести. Бабушка ждала пропавшего сына всю свою жизнь, но так и не дождалась... Бабушке чудом удалось сохранить эту тетрадь при эвакуации под фашистскими бомбёжками из горящего Житомира в сибирский город Омск. Бабушка хранила эту тетрадь всю свою жизнь и очень ею дорожила. Тетрадь в хорошем состоянии, несмотря на то, что ей почти 75 лет... Я привезла эту заветную тетрадь моего родного дяди с собой в Израиль. В этом году ему исполнилось бы 92 года... Текст тетради передаю в подлиннике: четырнадцать листов. Даты в тетради отсутствуют, но автор пишет, что ему восемнадцать лет, значит, это сорок первый год... Передо мной лежат рукописи Бориса... Ему восемнадцать лет... Планов громадьё... *** Собственное творчество Бориса Рабиновича. *** Часть 8. *** Сорванное торжество. *** - У телефона. Да, руководитель оркестра. Что?.. Говорите быстрее, у меня времени нет... У нас репетиция, а Вы мешаете своим разговором. Что? На похороны?.. Играть?.. Ни в коем случае. Вы с ума сошли, что ли? У меня вечер в шесть часов. На цементном... Что? Вы требуете на полпятого? Сейчас же четыре. Можете только требовать. Ни на каких похоронах мы играть сегодня не будем. Вот и всё... Что Вы молчите?.. Алло!.. - Ах, чёрт побери, - уже повесил. А всё ж играть придётся. И обязательно нужно было ему сегодня умереть. Как будто завтра он не мог или послезавтра. Вот нахалы - эти покойники! Немного выругавшись, руководитель духового оркестра Степанов поспешил в зал. Там сидели его музыканты и играли каждый, что попало. - Ну, - сказал им Степанов, - собирайтесь! К четырём часам мы должны быть в Лесничьем переулке. Там умер один доктор, и нас вызвали играть на его похоронах. Музыканты не особенно удивились его словам. Они привыкли ко всяким неожиданностям. Но когда они услышали слово "похороны", они все вместе начали кричать: - Как это вдруг - похороны?!! Вы обалдели, что ли?.. Мы даже без нот похоронный марш играть не можем; это - раз. А во-вторых, мы же сегодня играем на цементном! Но Степанов не обратил внимания на их крики. - Соберите инструменты и ноты, - сказал он, - и идёмте. А то, что вы без нот похоронный марш играть не можете, то придётся заглядывать в ноты. Хотя не удобно, но ничего не поделаешь. Ну, живее, идёмте! Музыканты привыкли подчиняться приказам своего руководителя, ибо они знали: если Степанов скажет слово, так и будет. Они собрали ноты и инструменты и с похоронным настроением поплелись к Лесничьему переулку. Там их ждали уже с нетерпением. Как только музыканты пришли, подняли катафалк с покойником, и при первых же звуках похоронного марша двинулись к кладбищу. Музыканты играли, заглядывая в ноты, и процессия медленно двигалась вперёд. Так они доплелись до кладбища. Было уже полшестого. Музыканты, не отдохнув даже, поспешили обратно. Степанов их подгонял, ибо дорога к цементному заводу была длинная, а он любил точность. Музыканты были измучены, но они пришли к точно назначенному сроку. Лишь на цементном заводе они отдохнули целый час. Когда они пришли, на заводе почти никого не было. Рабочие привыкли, что вечера и собрания начинаются у них всегда позже назначенного срока. Музыкантам пришлось ждать почти час. Но кое-как рабочие постепенно собирались и к семи часам первые ряды были уже заполнены. Ровно в семь часов при почти пустом зале начали торжественный вечер. Музыканты готовы были уже играть. Перед началом вечера они получили от Степанова указание, чтоб они, когда председатель откроет вечер, сыграли марш. И вот начался вечер. Большой стол был покрыт красной материей. На столе стоял графин, наполненный чистой, прозрачной водой. У стола стоял толстый пожилой человек в чёрном костюме с чёрным галстуком. На его голове виднелась обширная лысина, которая отражала в себе праздничные огни зала. Это был председатель завкома. Он открыл вечер. Смущённым взглядом посмотрел он на музыкантов и на полупустой зал, кашлянул и громким басом начал: - Товарищи рабочие! Сегодня наш завод празднует своё десятилетие. За это время он достиг больших результатов. Об этом вы услышите из выступлений сегодняшних докладчиков. - Итак, товарищи, разрешите мне вечер, посвящённый славному десятилетию нашего завода, считать открытым. Послышались аплодисменты. Но вот Степанов взмахнул рукой, и музыканты, схватив свои инструменты, начали играть. Каково же было удивление присутствующих и даже самого Степанова, когда они услышали звуки похоронного марша. Сначала стало тихо в зале; все насторожились. Потом председатель крикнул: - Постойте, что вы играете? Это же похоронный марш! Да, действительно, музыканты исполняли приказ своего руководителя и играли единственный, имеющийся у них марш. После первых слов председателя в зале поднялся сильный шум. Люди вскочили с мест и окружили играющих музыкантов и дирижирующего Степанова. Председатель кричал на Степанова, тот полон гнева кричал на своих музыкантов, а те, ничего не понимая, изо всех сил дули в трубы. Наконец, Степанову удалось остановить их игру. Когда умолкли звуки похоронного марша, зал был полон людей. Нестерпимый шум стоял в зале. Некоторые смеялись, некоторые ругались вообще, а на музыкантов в особенности, а некоторые, смеясь, продолжали напевать мотив похоронного марша. Кое-как выпроводили ошеломленных музыкантов. После некоторых усилий председателю удалось установить тишину. Вечер продолжался. Он прошёл без всякого торжества. Этот злополучный оркестр сорвал всю торжественность вечера; он затмил эту знаменательную дату завода. _______
- - - - - - - 8. Слушайте! Не пугайтесь! Мы забыли траву. Продолжается жизнь. (Роберт Рождественский - "Реквием.") - - - - - - -
Явне (Израиль) - 08.04.15.
© Copyright: Таисья, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|