Йом Кипур - Судный день.

Таисья: литературный дневник

Йом Кипур - Судный день.



***



Йом Кипур и десять дней трепета.



Йом Кипур — День Всепрощения — вершина духовного подъема, который царит среди евреев на протяжении сорока дней.


Первыми были тридцать дней месяца Элул — время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прожитому году.


А затем — десять дней трепета и раскаяния от Рош - а-Шана до Дня Искупления.


Йом Кипур — наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.


Чтобы прийти к Дню Искупления внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Б-гом.


Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Б-г всегда готов простить искренне раскаявшегося.


Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет День Искупления евреям, а радость и душевный подъем.


Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и уверенность, что будем вписаны в счастливый год.


«Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур», — из века в век повторяют евреи на Судный День.


«Потому что в этот день Он простит вас, чтобы очистить вас от грехов ваших».


...Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев — поклонения золотому тельцу — Моше поднялся на гору Синай молить Б-га о прощении своему народу.


В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть: «Простил Я по слову твоему!»


С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения и одновременно первым днем изучения Великой и Святой Торы...


Кто не пробуждается, чья душа не стремится к Всевышнему — разве он живет?


Но способный оторваться от будней и спросить себя: «Зачем я на земле, в чем мое назначение, где мое место?» — у такого человека есть надежда.


«Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, — утверждает Шломо а-Мелех (Соломон), — как и псу живому лучше, нежели мертвому льву».


***



«Коль нидрей»



***



«Коль нидрей» — первая молитва Йом-Кипура.


Солнце еще не зашло, но люди уже собрались в синагоге.


Нежная печаль заката, белые талиты и множество горящих свечей — сколько художников рисовали эту картину, сколько будут еще...


Но они не смогут изобразить тот странный холодок, который чувствуешь, когда раскрывают «арон а-кодеш», где хранятся свитки Торы.


Два из них вынимают и проносят по залу, чтобы каждый смог поцеловать бархатную ткань, скрывающую тайну.


У злодеев этот свиток — последняя надежда, у праведников — первая. У нас — я не знаю...


Хазан (ведущий) начинает молитву.


Ее арамейские слова заставляют исследователей думать, что текст сложили евреи Вавилонии в незапамятные времена.


Суть молитвы — отмена всех обетов, клятв, обещаний, которые мы вольно или невольно произнесем в этом новом, недавно наступившем году, а потом не исполним...


Во всяком случае, «Коль нидрей» была знакома испанским евреям, которых под угрозой смерти заставляли креститься.


Испанцы дали этим «новым христианам» приятное название — «марранос» («свиньи»).


Марраны притворялись, что стали гоями, а сами хранили свое еврейство втайне, как голубку, которую удалось спасти из огня.


Молились втайне, соблюдали украдкой.


Но в Йом-Кипур они не могли не собираться вместе, потому что в этот день душа, свободная от страхов тела, парит в невиданной высоте.


Стыд пред Б-гом душа чувствовала, может, так же сильно, как на Небесном Суде.


Хазан, полчаса назад ходивший с крестом на шее, не мог открыть рта.


Тогда рядом с ним вставали двое со свитками Торы.


Их власть давала хазану силы произнести:


«С ведома Всевышнего и с ведома общины, В йешиве небесной и в йешиве земной, Мы разрешаем молиться вместе с грешниками...»


«Мы» — это не горстка слабых и растерянных людей, которым так трудно сейчас впервые произнести имя невидимого Б-га.


«Мы» — это все потомки Авраама, Ицхака и Яакова, которые разрешают грешникам присоединиться к общей молитве.


Марраны канули в прошлое, а, может быть, и нет, только говорят не по-испански, а по-русски или на каком-нибудь другом языке.


Поэтому наши мудрецы решили не менять упоминание про грешников. «Коль нидрей» отменяет все будущие обязательства, кроме обязательств перед собственной душой...



***



Перед Йом Кипур принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием.


Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Б-га, ибо человек не может быть прощен Б-гом, пока он не прощен людьми.


«Кто говорит: согрешу и покаюсь, а в Судный День мне простят — тому в Судный День не прощают.


Если кто грешил против Б-га, то в Йом Кипур ему прощают,


Если он грешил против друга, в этот день ему не прощают.


Он должен заранее помириться с ним и добиться от него прощения».



***



10 Тишрея: Йом - Кипур.



***



Йом Кипур — наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.


Чтобы прийти к Дню Искупления внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Б-гом.


Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Б-г всегда готов простить искренне раскаявшегося.


Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет День Искупления евреям, а радость и душевный подъем.


Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.



Другие статьи в литературном дневнике: