***

Надежда Шевцова: литературный дневник

Когда обрушится Россия?.. (продолжение)

Итак, вчера мы с вами остановились на том, что Наполеон, по каким-то неведомым для нас причинам, не пожелал воспользоваться традиционной внутренней слабостью России: он не объявил об отмене крепостного права, о наделении крестьян земл;й, о равенстве сословий, религий и наций.


Это и стало главной причиной провала наполеоновского похода на Москву.


Разумеется на этом война закончена не была. Даже как раз наоборот - с этого она лишь началась. Была война против наполеоновской Франции тяж;лой, велась всей Европой и Россией вместе взятыми, с переменным успехом. Точку в этой эпопее поставили англичане при поддержке немцев (точнее пруссаков), одержавшие ключевую, окончательную победу в битве при Ватерлоо.


Российская империя, по окончании войны, находилась, как принято считать, на пике своего могущества. По итогам победы она получила в качестве приза Польшу (точнее - центральную часть Польши). А незадолго до того, Россия победила Османскую империю (оторвав от не; Бессарабию) и Швецию (захватив и аннексировав Финляндию).


Владения русской короны простирались от Варшавы до Аляски и от Гельсингфорса до Тифлиса. Даже в Калифорнии была основана колония. Обсуждалась возможность присоединения Гавайских островов...


Но при вс;м том, император Александр Первый, считавшийся одним из победителей Наполеона - приш;л к власти через убийство своего же родного отца.


В 1825 году что-то произошло уже с самим Александром. То ли умер, то ли... Однозначного, тв;рдого ответа на вопрос о его судьбе, у историков нет (это Россия, детка). Короче: Александр Первый кула-то делся. Может быть и вправду умер...


А наследников престола, оказалось сразу двое: Константин и Николай.


Тут как раз и новый дворянский заговор подоспел - известный в истории как "Заговор Декабристов".


Но... Кто первым встал - того и тапки. Константин проявил слабоволие; "декабристы" проявили безалаберность; Николай проявил решительность. Поэтому, хоть и была стрельба, пролилась кровь, империя прошла по лезвию ножа - тем не менее вс; закончилось быстро и по российским меркам вполне благополучно: у государства появился новый император Николай Первый.


Николай был правителем ж;стким. Он никогда не забывал о том, как рисковал при воцарении. И улавливал, в принципе, что с государством что-то не так - поэтому расслабляться нельзя. Он пытался создать мировой союз монархов (известный в истории как "Священный союз") для подавления всевозможных заговоров и революций. Поэтому Николая прозвали "жандармом Европы").


Но некоторых вещей, Николай так и не понял - или понял слишком поздно.


Пока Россия избегала крупных войн - у многих в мире сохранялась иллюзия е; силы и могущества.


Однако в конце концов Николай утратил осторожность и влез в так называемую Крымскую войну - в ходе которой "вдруг" выяснилось, что Российская империя в техническом отношении отста;т даже от Турции (у которой было больше военных пароходов чем у России), не говоря уж про англичан, или французов.


Явно высветились такие "ножницы": победа невозможна без технического прогресса - но технический прогресс несовместим с абсолютной деспотией.


А "Священный союз" оказался фикцией, мертворожд;нным детищем - наподобие таких структур нашей эпохи как ОДКБ, или БРИКС. Такова уж судьба вообще всех союзов или надгосударственных образований, созданных по прихоти деспотов, назло прогрессу, для удержания за подол вчерашнего дня.

Не выдержав нервного потрясения, связанного с крушением всех иллюзий и идеалов, Николай Первый умер, оставив престол своему сыну - Александру Второму.


Александр сделал для себя кой-какие выводы. Он начал проводить реформы. В России было наконец отменено крепостное право - пусть даже и с грехом пополам.


Началась индустриализация. Бешеными темпами строились железные дороги. Была реформирована армия.


Из Александра получился неплохой дипломат и государстаенный деятель - который сначала сумел зокончить войну и заключить мир на приемлемых, необременительных для России условиях, - а затем, шаг за шагом, поквитался со всеми противниками.


Империя расширялась - если не считать Аляски, которую благополучно продали новому союзнику, Соедин;нным Штатам Америки. Были присоединены громадные просторы Средней Азии. От Китая без сопротивления оторвали Приамурье и Приморье - при этом умудрившись сохранить с Поднебесной нормальные отношения (китайцам этот захват преподнесли как защиту легко уязвимых территорий от неминуемого захвата англичанами).


Разгромив Турцию - вернули Южную Бессарабию (утерянную после Крымской войны) и ещ; сверх того отхватили изрядный кусок на Кавказе, с городами Батум, Карс, Ардаган. Заодно освободили (почти) Болгарию, завершили освобождение Сербии и Румынии, увеличили территории Греции и Черногории, оторвали от Турции (в пользу Австрии) Боснию и Герцеговину...


То есть, могло показаться что все трудности позади. Империя провела необходимые реформы, обрела второе дыхание - на страх всем врагам и на стыд-позор всем недоброжелателям.


За отмену крепостного права в России и за освобождение славянских народов от турецкого ига, император получил титул "Освободитель" - с которым и вош;л в историю.


Однако благополучие было не столько реальным, сколько видимым.


Не был ликвидирован главный источник внутренней слабости государства - абсолютная деспотия. В стране по-прежнему вс; (или очень многое) было завязано на одного-единственного человека, со всеми его достоинствами и недостатками.


Уж не знаю, понимал ли это Александр Второй, но всевозможные заговорщики понимали очень хорошо. Поэтому покушения на императора и на его чиновников, следовали одно за другим.


И в конце концев, 13 марта 1881 года, Александр Освободитель был убит.


В Санкт-Петербурге, на том месте где его убили, теперь стоит Храм Воскресения Христова на Крови (вверху на фото).


Трон унаследовал сын - Александр Третий, получивший в истории прозвище "Миротворец", потому что, как считается, в его правление Россия не вела ни одной войны.


На самом деле это не совсем так. Россия продолжала экспансию в Средней Азии, завершила покорение туркменских поем;н и откусила что могла от Афганистана.


Остановила русских, не столько миролюбивость Александра Третьего, сколько решительные протесты Британии, категорически не желавшей увидеть русские войска на границах своих владений в Индии. Поэтому и оставили в качестве нейтральной подушки безопасности между британской Индией и российской Средней Азией, полунезависимый слабый Афганистан.


Однако в целом, Александр действительно воздерживался от резких телодвижений во внешней политике.


Что касается политики внутренней, то этот человек постарался повернуть вспять реформы своего отца - настолько, насколько мог.


Таким образом, политика великой империи действительно изменилась в результате убийства террористами одного-единственного человека.


Да - этот поворот был в нежелательную для заговорщиков сторону, тут они маленько просчитались (хотя - это ещ; как посмотреть...). Но факт тот, что деспотия, опирающаяся на идеи и прихоти одного человека, или очень небольшой группы избранных лиц - всегда является внутренне слабым государством, какую бы внешнюю силу оно ни демонстрировало окружающему миру.


Заговорщики (точнее те, кто за ними стоял) свои выводы сделали.


А вот новый царь - выводов не слелал.


Поэтому покушения продолжались.


В 1888 году, царский поезд сош;л с рельсов и потерпел крушение в 50 километрах от Харькова.


Нет доказательств того что это было именно покушение, а не авария - но есть подозрения.


В вагоне где ехала царская семья, обрушился потолок. Император, отличавшийся огромной физической силой, держал на своих плечах этот потолок, пока подоспела подмога. Таким образом царь спас людей. Но сам он надорвался. Его стали мучать боли в пояснице - чем дальше тем больше.


Лечили царя неправильно (насч;т некоторых врачей тоже есть определ;нные подозрения).


В итоге, он совсем занемог, и в 1894 году умер - в возрасте 49 лет.


Его трон унаследовал Николай Второй - последний из реально правивших царей династии Романовых...


К тому времени, помимо придворных интриганов и террористов-бомбистов, нарисовалась и налилась соком, окрепла, перешла в активное наступление "третья фаланга" деструктивных сил - в лице больших капиталов нерусского и нероссийского происхождения.


Есть много свидетельств о том, как на широчайшую ногу кутили русские купцы, пропивая громадные деньги в шумных ресторанах, где для них плясали цыгане с балалайками и дрессированные медведи.


Огромными средствами обладали сибирские золотопромышленники и торговцы пушниной.


Русские дворяне сорили деньгами по всей Европе (да и не только Европе).


Но при вс;м том, богатейшая ресурсами империя, постепенно оказалась в долгах как в шелках у зарубежных банкиров - в первую очередь французских и бельгийских, но не только у них.


Вот почему-то небольшая Франция, которая проиграла в 1871 году Франко-Прусскую войну и выплатила немцам огромную контрибуцию - не оказалась в долгах у громадной России. И про долги крохотной Бельгии (попробуйте найти е; на карте мира) перед русскими купцами - я тоже ничего не слышал.


Зато экспансия французского, бельгийского, и прочего зарубежного капитала на просторах России - была колоссальной.


А ещ; существовала экспансия как бы и не совсем зарубежная, почти даже своя внутренняя, родная - но со стороны финансистов нерусского, неправославного происхождения.


Оговариваюсь сразу: значительные инвестиции зарубежного, а также российского но не русского капитала, вкладывались в очень даже нужные, полезные для государства проекты - в том числе в строительство железных дорог, заводов, фабрик, шахт, рудников, нефтепромыслов, даже порой целых промышленных центров. Это бесспорно.


Но вместе с тем, как бы случайно, как бы само собой, вышло так, что все крупнейшие российские газеты (главное средство массовой информации той эпохи) оказались в руках у тех или иных финансовых тузов, нероссийского, или нерусского происхождения.


При том что формальным хозяином печатного издания, запросто могло быть подставное лицо с русской фамилией. И главным редактором - тоже.


Далеко не всегда публика хотя бы догадывалась, кто реально финансирует ту или иную газету.


Почти каждый мало-мальски заметный, яркий, талантливый журналист, писатель, драматург - оказывался на содержании того или иного почитателя своего таланта с тугой мошной.


А тот кто отказывался быть содержанцем - быстро и наглухо оттирался в тень.


Например, одним из наиболее известных содержанцев стал Максим Горький - которому обеспечили карьеру на определ;нных условиях.


Деньги могут очень многое. А деньги которые установили свой контроль над СМИ - фактически управляют общественным мнением и разворачивают его в любую нужную для обладателей денег сторону.


Контролируя СМИ - можно поломать чью угодно карьеру, растоптать чью угодно репутацию, морально опустить кого угодно (будь то отдельный человек, группа людей, партия, или даже целое государство) - либо наоборот, возвысить любое ничтожество.


Можно продвигать в жизнь любые, даже самые бредовые идеи. И наоборот - можно как угодно осмеивать и затаптывать самое лучшее, нужное, полезное.


Нельзя сказать, чтобы новая "тенденция" совсем уж осталась никем не замеченной - смышл;ных людей в России хватало.


Одним из первых забил тревогу писатель Ф;дор Достоевский.


Русское купечество сумело организовать некое подобие информационного фронта, взяв на себя финансирование ряда изданий.


Но этого было совершенно недостаточно.


В таких условиях, серь;зным интриганам и заговорщикам не хватало только одного - слабовольного, не слишком умного царя, надел;нного при этом абсолютной властью, и изо всех сил за эту власть цепляющегося.


Их мечта наконец сбылась в 1894 году, когда к власти приш;л Николай Второй.


Олег Боровских
СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ - И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО
Вчера 14:59 653
Геополитика Проблемы России



Другие статьи в литературном дневнике: