Маск посрамлён! Роскосмос - вперёд!

Надежда Шевцова: литературный дневник

;
Успешный старт "Ангары"
11 апреля 2024, 16:43

Ракет "Ангара-А5" успешно стартовала с Восточного:
"Ангара" с третьей попытки взлетает с космодрома Восточный...


***
«Маск посрамлён! Роскосмос - вперёд! Страна ревёт! Ангара рвёт небо в клочья!»


Дело было так: 3 августа 1992 года на основании решения научно-технического совета Военно-космических сил, был объявлен конкурс на проектирование и создание первой российской ракеты тяжёлого класса, в котором победил проект «Ангара».


Казалось бы - чего проще? Склепать ракету и поставить туда советский двигатель (РД-191 сделан из РД-170, по номенклатуре на 70% одинаковый, начало работ 1976).


Тем не менее, 32 года спустя, в 2024 году лётные испытания РН «Ангара» всё ещё продолжаются.


32 года. Много это или мало?


За 32 года:
- Китай с нуля создал больше 20 носителей, включая превосходящий «Ангару» «Великий Поход 5» на водороде
- За это время Маск успел создать свой бизнес с нуля, разработать многоразовый F9, превосходящий «Ангару», без советских двигателей, с нуля. Запустить на нём астронавтов. А также «Фэлкон Хэви», который превосходит «Ангару» раза этак в 4. А теперь вовсю испытывает Старшип, который с «Ангарой» сравнивать уже просто неприлично.
- США в целом создали новую отрасль промышленности - коммерческую космонавтику, где отношения между заказчиком и потребителем выстраиваются на основе конкуренции без участия NASA
- Франция создала «Ариан 5» в 2 раза превосходящий «Ангару» по грузоподъёмности.
- Индия разработала с нуля и запустила несколько носителей.


32 года.


Десять лет назад, в 2012 году, тогдашний глава роскосмоса В. А. Поповкин оценил произведённые затраты на разработку «Ангары» в 160 млрд рублей (или 5.33 млрд $ по тогдашнему курсу). Каждый двигатель - 295млн ; ($10 млн, на «Ангаре А5» таких двигателей 5 ). Каждая «Ангара» - 7 млрд ;. После этого данные о программе почему-то засекретили.


Почему разработка Ангары слегонца подзатянулась и спустя 32 года пускают макеты?


У проекта родовая болезнь - разработчики забыли изучить устойчивость упругих систем. При полёте «Ангары» чудовищные волны вибрации разрушают полезную нагрузку. Спутникам придётся делать дополнительную виброзащиту специально для Ангары.


32 года назад, если бы «Ангара» полетела - она бы уже тогда была ракетой вчерашнего дня.


Сегодня эта ракета даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, без водорода, без метана, без композитов, без многоразовости, без 3D печати, дорогая.
• «Ангара» из-за перетяжелённых двигателей принципиально не может быть сделана многоразовой.
• «Ангара» не может быть дешёвой, из-за тех же самых перенапряжённых двигателей
• «Ангара» имеет родовые проблемы с вибрацией.
• «Ангара» не может конкурировать на мировом рынке, но с учётом того, что страна отгородила себя от мирового рынка - это даже и хорошо.


На мой взгляд, такое устаревшее дорогое поделие с проблемами никакой стране не по карману.


Ну вот, что ты мелочишься, админ? Подумаешь, миллиардом больше - миллиардом меньше, пустяки. Россия - щедрая душа. Основной заказчик - минобороны РФ. Поэтому летать «Ангара» – будет. Мы за ценой не постоим.


Как говорил В. Глушко (1908-1989), создавший этот двигатель для Ангары: «Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи — он полетит!».
ТГ-канал «Юра, прости»



Другие статьи в литературном дневнике: