О красивостях

Наталья Ковалёва: литературный дневник

Давно-давно в юности со слезой во взоре перечитывала кусочек из книги Иванова "Тени исчезают в полдень", где Марья Воронова берет на нож матерого медведя.И всё из-за любви. Странно, пересматривая сериал, уже имея опыт жизни в тайге, и совсем немного зная, что же такое бурый медведь, стыдилась того юношеского восприятия. Автор соврал, надеясь на некомпетентность читателя и Россия ему поверила. То есть даже не соврал, а чуть-чуть приукрасил действительность.Читатель в восторге. Разве бывалые охотнику хохочут...Но вместе с этим кусочком пришла в книгу фальшь.И вот она уже портит книгу, так портит игру непрофессионального актера, изысканная поза во время сцены смерти. Так портит элегантное платье аляповатая розочка пришитая не к месту.
Цена фальши? С одной стороны - восторг и слезы умиления, а с другой, единожды солгав, ты правым уж не будешь.И еще, в потоке слез и соплей, неприменно есть те, кто знает, что ты соврал.
Здесь на Прозе приходилось натыкаться на вот такие красивости: сцена покоса, где босая крестьянка машет косой, сцена дикой нежности на ворохе сена, зверь, что с нежностью приносит подарки маленькой девочке, слова умирающего в мучениях человека, такой разумностью и правильностью речи поражающие, что только трибуны ему и не хватает. Или герои-крестьяне, выражающиеся столь изысканно и помпезно, что любой актер провинциального театра умрет от зависти.
Вероятно, автор просто не знает тонкостей покоса и охоты, но в литературе, пусть и сетевой, работает широко известное "незнание не освобождает от ответственности" Кусты развесистой клюквы читатель российский даже великому Дюма не простил. Прежде чем писать - спешите узнать. Господи, сколько таких ошибок выползало у меня! И стыдно до сих пор. Чем дальше, тем больше понимаешь, что писать надо о том, что тебе хорошо известно.Когда горожанин, выбивает наманикюренными пальчиками "Лида растопила печь и посадила туда хлеб", деревне хочется плакать, в огонь то его не садят, сгорит.И сено - колется, и босиком ходить по стерне, оставшейся от литовки может только Рахметов, выспавшийся на гвоздях.Вот и считайте сельчанин или тот, кто хоть раз на покосе был уже выбывает из круга читателей
Потому, что именно реалистичность и отличает качественную литературу от ширпотреба. Не мне учить, сама бьюсь с собой, убирая розочки по тексту пачками. Ведь так хочется, чтоб читатель рыдал, читая.
Но самое страшное, если красивости эти вводятся людьми знающими.В четком желании просто зацепить, зацепить ложью. Так преступны матери, зарабатывающие на болячках своих детей в переходах и на улицах. На страдания подают охотнее вот и не стремятся мамашки замазать зеленкой хотя бы сыпь и язвы,а то и расковыривают их нарочно, заживет же гнойник и подавать меньше будут.
Всякий рассказ, книга - это наше дитя, любимое или нет, удачное или не очень. И только родителю решать будет ли он дальше расчесывать болячки, чтоб читатель рыдал и спешил бросить в протянутую руку очередную рецку



Другие статьи в литературном дневнике: