Попутное 2

Наташа Александрова: литературный дневник

«Евгений Онегин» - роман – иллюзия. Обман, химера, призрак. Может быть, даже оборотень. Кто такой Онегин, герой романа? Это не персонаж, это персонифицированная энциклопедия русской жизни в алфавитном беспорядке – панталоны, фрак, жилет, стрижка по последней моде, денди, театр, балы, дуэли, бульвар, брегет, боливар, вино кометы, пирог Стразбурга (первые консервы), живой лимбургский сыр, щепетильный Лондон, духи в граненом хрустале, академический словарь, васисдас, ночное небо над Невою et cetera.


Татьяна – это литература, единственная возлюбленная Пушкина, которой он никогда не изменял и не уставал признаваться в любви. Ричардсон, Руссо, Грандисон, Ловлас, Кларисса, Юлия, Дельфина, Малек-Адель, Линар, Вольмар, Вертер, Мельмот, Корсар, Сбогар, лорд Байрон, Вольтер, Вальтер Скотт… При желании можно даже зарифмовать.


Любовный роман Онегина и Татьяны – это роман между жизнью и литературой.
А сам роман в стихах – литературный дневник Пушкина, работающего над собственным произведением.


* * *


ПОСВЯЩЕНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПАРАДОКСЫ


Пушкин посвятил роман ЕО П.Плетневу, своему другу, ректору Петербургского университета. О причинах появления этого посвящения и о перипетиях его странствования по страницам романа подробно написал Набоков в комментариях к ЕО. У Набокова свое, особое, отношение к посвящениям, которое смело можно назвать парадоксальным: писатель считает, что «посвящения обычно становятся обузой для всех, с кем связаны». Подоплека же данного посвящения, по мнению Набокова, очень непроста – не совсем лестный отзыв Пушкина о Плетневе в результате сплетен и интриг стал известен адресату, а далее последовали обиды, признание ошибки, желание загладить вину и прочие окололитературные страсти. «Пушкинское посвящение — не более чем продолжение цитированных утешительных, но лживых заверений. И в течение пятнадцати лет этот альбатрос висел на шее у нашего поэта», - таков окончательный и во многом неутешительный вывод Набокова, который изложен писателем весьма откровенно.


В 1825 году Плетнев пишет стихотворение "Идеал":


Благословляю сень дубровъ,
Мою деревню, садъ и поле!
Небеденъ я, живу на воле,
Не знаю тягостныхъ трудовъ;
Есть полка книгъ, гряда цветовъ,
Пишу стихи: чего жь мне боле!



Очень созвучно мечтам Татьяны:



Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...



* * *


Буянов – один из персонажей ЕО, как широко известно, был детищем дяди Пушкина - Василия Львовича, однако не всем известно, что в романе был и другой потомок этого знаменитого парнасского дяди. Речь идет о госте на именинах Татьяны - Пустякове, он же – один из длинной галереи персонажей стихотворения Василия Львовича «К камину», ошибочно приписываемого И.И.Дмитриеву.



Бедней его сто раз сосед мой Пустяков,
Другим дурачеством Прыгушкину подобен:
Он вздумал, что послом он точно быть способен,
И, чтоб яснее то и лучше доказать,
Изволил кошелек он сзади привязать
И мнит, что тем он стал политик и придворный,
А Пустяков, увы! советник лишь надворный.
Вот как ослеплены бываем часто мы!


* * *



В 1796 году Василий Львович сочинил очень остроумную пародию на романтическую поэзию:


ПИСЬМО К И. И. Д<МИТРИЕВУ>

Ты прав, мой милый друг! Все наши стиходеи
Слезливой лирою прославиться хотят;
Все голубки у них к красавицам летят,
Все вьются ласточки, и всё одни затеи;
Все хнычут и ревут, и мысль у всех одна:
То вдруг представится луна
Во бледно-палевой порфире;
То он один остался в мире --
Нет милой, нет драгой: она погребена
Под камнем серым, мшистым;
То вдруг под дубом там ветвистым
Сова уныло закричит;
Завоет сильный ветр, любовник побежит,
И слезка на струнах родится.
Тут восклицаний тьма и точек появится.
Нет нужды до того. Он мыслит, что умен
И что пиитом быть на свет произведен;
Что он с Державиным, с тобой равняться может;
Что с зависти к нему и Стерн наш пальцы гложет.
О, плаксы бедные! Жалка мне участь их!



Значительно позже его племянник написал само пародируемое произведение:



Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек,
Виясь, бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой, —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»



VII


На ветви сосны преклоненной,
Бывало, ранний ветерок
Над этой урною смиренной
Качал таинственный венок.
Бывало, в поздние досуги
Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне,
Обнявшись, плакали оне.
Но ныне... памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет;
Один, под ним, седой и хилый
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет.



* * *
Два отрывка из произведений двух Пушкиных.


Вечер


Вчера, не знаю как, попал в один я дом;
Я проклял жизнь мою. Какой вралей содом!
Хозяин об одной лишь музыке толкует;
Хозяйка хвалится, что славно дочь танцует;
А дочка, поясок под шею подвязав,
Кричит, что прискакал в коляске модной -- граф.
Граф входит. Все его с восторгом принимают.
Как мил он, как богат, как знатен, повторяют.
Хозяйка на ушко мне шепчет в тот же час:
"Он в Грушеньку влюблен: он всякий день у нас".




Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..



Другие статьи в литературном дневнике: