Сим знаменем победиши

Душа Шахини 1: литературный дневник

символ доблести и чести Русских армий.


Одной из самых славных боевых традиций русской армии, сохранявшейся во все времена, является самоотверженная защита знамени в бою и спасение полотнищ любой ценой. В солдатской памятке, изданной в 1859 году, говорилось: «Честный, храбрый солдат умрет в руках со знаменем, а не даст на поругание неприятелю». Верные воинскому долгу, русские воины проявляли невиданную храбрость и делали все от них зависящее, чтобы спасти боевое знамя, а с ним и честь полка.


История боевых знамен уходит в далекое прошлое. В глубокой древности в разных государствах знамена были самых всевозможных видов и размеров — от клока сена на шесте до огромных полотнищ с драгоценным шитьем. У греков и римлян они представляли собой только древко, на вершине которого крепилась фигурка животного или птицы (волчицы, совы, орла), а у китайцев и жителей Индии — древко с полотнищем, имеющим рисунок или различные символы.


Со временем эти войсковые атрибуты меняются и совершенствуются, их роль и значение возрастают. Практически у всех народов боевые знамена становятся принадлежностью определенных воинских формирований, находящихся на службе государства.


Славяне Древней Руси называли знамена стягами. Это были длинные гладкие шесты, на верхушках которых крепились пучки трав или конские гривы — «челки стяговые». Со временем их заменили на видимый издалека матерчатый клин яркого цвета, который крепился чуть ниже навершия — железного копья (острожника).


Позднее на полотнищах появились изображения священных фигур и символов: в языческие времена — наиболее почитаемых богов или чудовищ, а в годы христианства — крестов, ликов святых и изречения из священных писаний. В Древней Руси стяги устанавливались в местах сбора дружинников.


Об этом есть упоминания в старинных летописях. В те времена понятия «поставить стяг», «наволочить стяг» означало начать подготовку дружин к боевым действиям, построиться, изготовиться к бою. Так, в известном древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» показана подготовка к походу против половецких ханов: «Трубы трубятъ в Новеграде, стоятъ стязи в Путивле».


Это же произведение свидетельствует, что добытые в бою знамена являлись самой дорогой частью трофеев. После разгрома половцев в первой схватке золото и драгоценности были отданы дружинникам, а «Чрьлен стяг, бела хорюговь, чрьлена чолка, серебрено стружие — храброму Святославличю!»


Уже в XIII-XIV вв. стяги на Руси считались святыней, а назначение в число «стяговщиков» (знаменщиков) — высокой честью. Летописцы пишут о «великих стягах» (великокняжеских), находящихся на почетном месте под постоянной охраной княжеской дружины — отборного войска. В это время знамена становятся непременными боевыми атрибутами. Кроме стягов княжеских, были и воеводские — знамена составных частей рати.


Во время сражения стягами подавались сигналы рати и дружинам, около них происходили наиболее ожесточенные сражения. Защитить родной стяг в бою на Руси считалось доблестью, а срубить вражеский — геройством.


Боевые стяги воодушевляли ратников, придавали уверенность в силах, звали вперед на неприятеля. 8 сентября 1380 года в ходе Куликовской битвы, когда 150 тыс. воинов Дмитрия Донского сражались с превосходящими силами хана Мамая, решающую роль в победе сыграл засадный полк под знаменами опытных военачальников князя Владимира Андреевича и боярина Дмитрия Боброка. Вот как рассказывает летописец об ударе полка из засады во фланг и тыл противника: «Единомысленные же друзья выехали из дубравы зеленой, словно соколы приученные... ударили на великую силу басурманскую. А знамена их направлены крепким воеводою... и начали поганых они немилостиво рубить».


К началу XVI века наименование «стяг» постепенно исчезло из употребления и вместо него прочно вошло в обиход и военный лексикон слово «знамя». С установлением самодержавия было несколько упорядочено изготовление знамен, определены воинские формирования, имевшие право выступать с ними. Однако строгих правил в их изготовлении (размеры, качество и цвет ткани, рисунки, надписи и т. д.) не существовало.


С образованием стрелецких полков знамена приобретают не только военное, но и государственное значение. Если раньше допускалась «постройка знамен усердием воевод», то теперь они «жаловались царем». Каждому стрелецкому полку вручалось знамя большого размера, называвшееся царским, или сборным. Сотни полка имели знамена меньших размеров. Все они были прямоугольной формы. Для стрельцов и казаков, служивших на окраинах государства, знамена изготовлялись со срезанным нижним углом. Малые знамена для конных частей и казаков, получившие название прапоров, часто делались с одной или двумя косицами.


Роль и значение стягов-знамен еще больше поднял Петр I. При нем они становятся настоящим символом воинской чести, доблести и славы регулярных войск. Знамена стали широко использоваться для воспитания у солдат стойкости, наступательного духа, любви к «отечеству российскому». При развернутых знаменах в торжественной обстановке воины принимали присягу. В русской армии это правило вводилось впервые и положило начало одной из важнейших войсковых традиций. Петровские солдаты давали клятву, в которой звучали и такие слова: «От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным пока жив, непременно добровольно и верно, так как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду».


В воспитательной работе, проводимой в войсках, важнейшее место занимает наставление царя: «Кто к знамени присягнул единожды — тот у знамени до смерти стоять должен». Это указание нашло отражение в «Уставе воинском», которое разрабатывалось при личном участии Петра I. Утрата войсковой святыни отныне становилось величайшим преступлением и несмываемым позором. Тот полк, который потерял свое знамя в сражении, расформировывался, солдат и офицеров лишали права носить воинские звания, а виновные строго наказывались.


Знаменосцы (прапорщики и подпрапорщики) назначались из лучших, проверенных в боях воинов и принимали еще одну специальную присягу. Им предписывалось в бою идти впереди своих рот с развернутыми знаменами или прапорами, не допускать их падения, а когда «опасный случай в ретираде (или отводе) случиться, тогда знамя надлежит оторвать от древка и у себя схоронить и тако себя со оным спасать».


Петр I установил для войск однообразную форму знамени, определил его расцветку и рисунок. И хотя определенных законоположений об этих войсковых символах издано не было, установилось правило изготовлять знамена: полковые — белого цвета размером 3,5 на 4,5 аршин, а ротные — из цветной ткани размером 3 на 3 аршина и 6 вершков. На полотнищах помещались различные аллегорические рисунки. Характерным изображением для ротных знамен солдатских полков стала выходящая из облаков рука, сжимающая меч или палаш, в обрамлении ветвей лавра — символа победы над «нечестивыми супостатами».


Новые знамена потеряли строго религиозное значение, какое имели в допетровский период. На них не стало длинных изречений из священных писаний, а если и помещались надписи, то короткие и вселяющие уверенность в победе. Так, на полотнищах первых гвардейских полков — Семеновского и Преображенского — был вышит выразительный лозунг: «Сим знаменем победиши».


Для военно-морского флота устанавливался единый флаг — белый с синими, с угла на угол, полосами (Андреевский флаг). Петр I считал флаг, поднятый на военном корабле, знаменем корабля и требовал не спускать его перед врагом ни при каких обстоятельствах.


Со знаменами нового образца петровская армия одержала много блистательных побед, в том числе наголову разгромила в 1709 году под Полтавой шведские войска, считавшиеся непобедимыми и лучшими в мире. Русские воины сражались со шведами геройски и захватили 264 неприятельских знамен и штандартов. После Полтавской битвы боевые знамена регулярной русской армии обрели европейскую славу.


Высоко держали честь корабельного флага и русские моряки. Они добились выдающихся побед в морских баталиях при Гангуте (1714 г.), у острова Эзель (1719 г.) и плеса Гренгам (1720 г.). Молодой российский флот стал одним из сильнейших в Европе.


При преемниках Петра I размеры полотнищ знамен, надписи на них, форма наверший и цвет древка неоднократно менялись. Каждый царский наследник, восходя на престол, считал необходимым вносить дополнения и поправки в оформление знамен. В 1731 году окончательно установилось для знамен кавалерийских частей название штандарт, а несколько позже на полотнищах знамен пехотных полков в верхнем углу у древка стали помещать гербы городов, где создавались или постоянно стояли эти формирования. И хотя внешний вид знамен часто менялся, форма и белый цвет полковых знамен и ротные прапоры из цветных тканей в основном сохранились.


Неизменным оставалось и отношение русских воинов к войсковым знаменам как символам ратной чести и доблести, их стремление подвигами на поле боя приумножать славу Отечества, славу боевого знамени.


В историю государства Российского русские воины вписали немало ярких побед, удививших мир. 11 декабря 1790 года они штурмом овладели считавшейся неприступной крепостью Измаил. А. В. Суворов после одержанной победы стал на колено и поцеловал край боевого знамени под восторженные крики своей армии. Суворовские чудо-богатыри пронесли знамена по Европе, преодолев за невиданно короткий срок альпийские ущелья и непроходимые горные перевалы. Под командованием великого полководца они не потерпели ни одного поражения и за время боевых походов захватили более 600 знамен и штандартов неприятеля.


Славой были покрыты русские боевые знамена и в Отечественной войне 1812 года. В ходе Бородинского сражения полковые знамена и прапоры вдохновляли воинов, вселяли уверенность в победе, помогали стойко удерживать рубежи.


26 августа у Багратионовых флешей завязалась особенно упорная и кровопролитная схватка. Несколько раз эти укрепления переходили из рук в руки, французы «ввели в дело новые, свежие силы» и начали теснить наш Ревельский полк. Увидев это, командир бригады генерал-майор Александр Алексеевич Тучков устремился в самую гущу схватки, взял у знаменосца знамя и увлек за собой полк.


Положение было поправлено, полк сломил французов, но храбрый генерал пулей навылет был убит со знаменем в руках. Русский народ увековечил его имя на памятнике-монументе, воздвигнутом на Бородинском поле. Беззаветную верность своему флагу проявляли русские моряки. Вот один пример. 26 мая 1829 года черноморский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казанского встретился с турецкой эскадрой и был вынужден принять неравный бой с догнавшими его двумя линейными кораблями. Неприятель имел десятикратное превосходство в артиллерии. Перед боем офицеры русского корабля на совете приняли решение взорвать корабль, но не опускать Андреевский флаг перед турками.


Четыре часа шла ожесточенная схватка. Искусно маневрируя, русские моряки отвечали на залпы врага метким огнем. Им удалось перебить снасти парусов на обоих вражеских кораблях и заставить турков отказаться от преследования. В том бою «Меркурий» получил более 300 пробоин и повреждений, однако моряки устранили большинство из них, и уже на следующий день героический бриг присоединился к русскому флоту.


Осознавая силу знамен на поле боя, их влияние на моральный дух солдат, знаменщики проявляли геройство при выполнении своих почетных обязанностей. Они шли в первых рядах наступающих подразделений, зная, что неприятель в первую очередь стремится сосредоточить огонь по командирам и по ним.


Однако, даже получив ранения, знаменщики не выпускали древко из рук и не уходили с поля боя. Именно так поступил 23 октября 1853 года в ходе Ольтеницкого сражения унтер-офицер 2-й гренадерской роты Селенгинского пехотного полка Андрей Снозик — знаменщик 2-го батальона. Он был ранен и контужен турецкой гранатой и упал на колено. Его ассистенты были убиты. Однополчанин хотел взять знамя, но Снозик собрался с силами, встал и сказал твердо: «Пока жив, никому знамени не отдам». Зажав рану рукой, он снова пошел вперед на врага.


Верные воинскому долгу, русские воины проявляли невиданную храбрость и делали все от них зависящее, чтобы спасти боевое знамя, а с ним и честь полка. 8 сентября 1854 года командир 2-го батальона Минского полка полковник И.И.Ракович в бою на реке Альма, лично спас боевое знамя. На Инкерманских высотах 24 октября 1854 года в бою за батарею погиб знаменщик Охотского полка, и войсковое знамя попало к англичанам. Унтер-офицеры Барабашев и Игнатьев, прорвавшись в самую гущу неприятеля, вырвали из вражеских рук святыню и спасли его.


В бою под Мукденом, зимой 1905 года, часть 162-го пехотного Ахалцыхского полка была окружена японцами. Боевое знамя находилось в сводной роте, под командованием капитана Жирнова. При прорыве из окружения он, понимая опасность положения, дал приказ знаменщику Гришанову снять полотнище с древка и спрятать его, а сам, отвлекая противника, с поднятым древком бросился в противоположную сторону и был убит в перестрелке.


Гришанов сумел в ходе рукопашной схватки спрятать полотнище на груди под шинелью, а попав в плен, сохранить его и передать поручику Хондажевскому. Восемь с половиной месяцев поручик прятал знамя, зашив его в одеяло, а затем под подкладкой своего пальто. Вернувшись на родину, Хондажевский передал знамя Военному ведомству. Так была спасена честь полка. За этот подвиг Гришанов и Хондажевский занесены в списки 162-го пехотного Ахалцыхского полка, а капитан Жирнов награжден орденом Георгия Победоносца 4-й степени и также занесен в списки части.


Примеров, когда русские #солдаты и моряки показывали образцы выполнения воинского долга, немало. Верность боевому знамени, самоотверженная защита его в сражениях были характерны для большинства солдат и офицеров. Славная традиция — верность боевому знамени, готовность защищать его была унаследована и даже приумножена после революции в РККА и в Советской Армии. Красное знамя в годы войны защищали не только бойцы, но и обычные гражданские люди, в том числе и дети. Как никогда, этот воинский атрибут обрел свою силу и святость. Огромное количество подвигов под боевыми знаменами было совершено в тот период. Но рассказ об этом заслуживает отдельной статьи.


Слава русского оружия.


http://qps.ru/1amz7





Другие статьи в литературном дневнике: