Кто мы? Куда мы идем? Где мы?

Душа Шахини 1: литературный дневник

Итак, предположим, что развитие всех систем происходит по одним и тем же законам от более простых форм к более сложным и энергоемким. При этом, если система развивается в конкурентной среде, то направление этого развития можно обозначить как "поиск лучшего пути".


Система как бы делает ставку и, если предложенное решение соответствует окружающей среде и вписывается в направление движения более сложных систем, то ставка приносит выигрыш и система получает конкурентное преимущество.


Если система достаточно часто делает удачные ходы, то полученные выигрыши позволяют накопить энергию для усложнения и выхода на более высокий уровень развития. Если системе удалось нащупать не просто удачный ход, а последовательность, то игра по этой стратегии становится характерной чертой системы, частью её прошивки, которая сохраняется во времени и влияет на выбор последующих ходов.


В Природе это выглядит как эволюция и естественный отбор, в развитии человека - врожденные склонности, в социумах есть то, что называется "менталитетом". Есть свои "долгосрочные стратегии" и у цивилизаций.


Общества появляются и исчезают, государства строятся и разрушаются, народы приходят и уходят, но те, кто смог найти "лучший путь" - сохраняются во времени и после неблагоприятных периодов разжимаются пружиной, чтобы снова вернуться в Игру. На низком уровне идеи достаточно простые, региональные, местечковые, но те народы и страны, что смогли нащупать Идею, претендующую на мировую, универсальную, всеобщую, и стать её носителями - развиваются до уровня Цивилизации.


Идея творит себе форму. Народ служит Идее, создает свою культуру и устраивает общество, обеспечивает воспитание следующих поколений в рамках определенного ценностного кода и передачу Идеи во времени. Отдельные люди этого народа видят в Идее сверхценность и то, ради чего они готовы жить и умирать, жертвовать, а при необходимости - убивать. Она является внутренним стержнем и корнями и Цивилизация кристаллизуется не столько вокруг Идеи, сколько в её среде. В рамках Цивилизации - Идея не есть всё, но есть во всём.


Важно, что Идеи, по своей сути, не совершенны - и их конкурентное преимущество содержит в себе и опасность, ведущую к возможному падению. Как у человека стержневые черты личности проявляются во всём, работая и в плюс, и в минус, так и у Цивилизаций стержневые Идеи являются и знаменем, и искушением. Причем, вероятно, Идея будет оборачиваться искушением в момент пика развития той или иной Цивилизации, предопределяя скорое падение.


В рамках вышеизложенной концепции можно не анализировать Цивилизации прошлого - их Идеи оказались не достаточно универсальными или время тех Идей еще не пришло - а сконцентрироваться на реальности, данной нам в ощущениях настоящего момента.


На сегодня в Африке и Южной Америке не видно претендентов ни на Идею, ни на Цивилизацию. Персы, арабы и турки больше походят на тех, кто упал и пытается выжить и подняться, и на данный момент это, скорее, региональные игроки, а не мировые. Можно ли будет в будущем говорить об Исламской Цивилизации пока не ясно, но слишком большая привязка к религии делает маловероятным восхождение такой Идеи до статуса мировой.


Одна из имманентных характеристик Цивилизации - стремление выйти за пределы своих границ. В той же Индии - своя атмосфера, котёл с крышкой кастового общества и эта схема также слабомасштабируема (по крайней, мере сейчас и в текущей форме).


Остаётся Запад - с хейдлайнерами в виде англосаксов - и Восток с его общими характерными чертами. Есть Россия между ними. Существует аморфный кусок или лоскутное одеяло под названием Европа и на данный момент его можно отнести, скорее, к Западу или к региональным игрокам. Интересный способ проживания истории воплощают иудеи, которые тоже " не есть всё, но есть во всём" :) - но это, видимо, отдельный вид мета-;цивилизации с особым Путем.


Идея, наложенная на общество людей, приводит тому, что соответствующие ей мысли, концепции, философские идеи, религия и варианты политического устройства - принимаются, а не соответствующие - отвергаются. Между Идеями идёт конкуренция за право и место "самого лучшего пути", что предопределяет и конкуренцию Цивилизаций-;носителей.


Понятно, что люди редко воплощают в себе чистую Идею, но в большинстве проявлений она влияет на выбор и действие. Конкретный человек может переметнуться в другую Цивилизацию, только сменив парадигму. Условно, вьетнамец по-;настоящему становится американцем, не когда получит гражданство или выучит язык, а когда станет носителем новой Идеи, отвергнув прежнюю.


Итак, на основании текущего понимания действительности сформируем набросок основных мировых Идей, а также очертим их проявления, основные черты и искушения Цивилизации-;носителя.


Идея: Воля

Выражение: Я хочу

Проявления: "Я"; Индивидуализм; Отрицание ограничений; Творчество; Конкуренция.

Воля стремится к самовыражению и отсутствию границ. Самовыражение может воплощаться через творчество, а может через доминацию. Индивидуальная воля, сталкиваясь с другими, рождает конкуренцию.


Воля подразумевает свободу проявления и стремится к абсолютной свободе от ограничений. При этом сама по себе свобода ценностью не является, например, можно прекрасно проводить свою волю через рабов или делать других несвободными для достижения собственных целей.

Носитель: Запад

Нынешний коллективный Запад (Европа и англосаксы) - наследники древних греков (свобода, индивидуализм, конкуренция, творчество) и римлян (доминация, технологии).


Конкуренция и желание утвердить доминацию ведет к культу успеха и распространению всевозможных технологий (в плане делай так => получишь это), как инструмента выигрыша конкуренции за счет правильной стратегии.

Индивидуализм и доминация ведут к концепциям избранности, особенности.

В проявления Воли хорошо укладываются ментальные концепции атеизма и "войны всех против всех", естественного отбора и евгеники, мессианства, свободного рынка и соревновательной демократии, мультикультурализма и глобализма, протестантизма и либерализма.


Абсолютизация своей воли ведет к желанию превзойти ограничения природы (культ техники, трансгуманизм, искусственный интеллект).

Искушение Цивилизации: узаконенное "право сильного", крайние степени либерализма и социал-;дарвинизма (фашизм, мальтузианство).


Идея: Долг

Выражение: Я должен

Проявления: "Он" (тот, кому должен); Иерархия; Закон; Подчинение.

Идея Долга подразумевает внешний источник долга и возможное наказание за неисполнение.

Носитель: Восток.

В проекции на общественные отношения в концепцию Долг вписываются следование авторитету, уважение к старшим и к представителям закона/власти, верность, традиции, жесткие структуры и иерархические системы (типа индийских каст-;варн), передача знаний от учителя к абсолютно послушному ученику.

Проявлениям Долга соответствуют ментальные концепции жестких связок закон-;преступление-наказание и правил-;на-все-случаи-жизни (типа Торы), культы почитания предков, конфуцианство.

Искушение Цивилизации: авторитаризм, легизм.


Россия находится между Западом и Востоком, между Волей и Долгом, между "я делаю, потому что хочу" и "я делаю, потому что должен".


В своей истории мы брали примеры и у тех, и у других, шарахались и в ту, и в другую сторону, но каждый раз возвращались (как пружина) к балансу своей и чужой воли, к своему, родному.


Я делаю, потому что так правильно.


Каждый считает, что поступает правильно и разумно, но если спросить "почему правильно именно так?", то одни ответят: "потому что выгодно" или "раз получилось, значит - правильно", другие: "потому что так положено", мы, вероятно, скажем: "потому что чувствуем, что так правильно; потому что - так справедливо".


И справедливость здесь подразумевает не только связку "сделал-;получил", а соответствие некой высшей "правильности".


Идея: Справедливость

Выражение: Так правильно

Проявления: "Мы", Внутреннее чувство долга, Правда, Совесть, Объединение.

Для высшей справедливости не имеет значения "я", "он" или "ты", для неё все равны и одинаковы и это понимание позволяет легко включать чужих в свой ареал, объединяя их в "мы". Такое понимание правильности не признает границ и распространяет себя на весь мир.


Внутреннее чувство долга и правильности контролируется суровым стражем - недремлющей Совестью, что приводит к идее покаяния.

Носитель: Россия

В проекции на общественные отношения в Идею вписываются любые типы общественных отношений, которые расцениваются как "справедливые", чаще всего: каждый занимается своим делом и эти дела сопоставимы по шкале важности/вознаграждения (условно, если военная аристократия имеет большие права, но обеспечивает защиту с риском для жизни - приемлемо, но если часть сделки не выполняется (слишком много прав или нет рисков) - договор будет считаться несправедливым).


Справедливость подразумевает некий высший источник Истины, единый эталон, что приводит к идее единобожия и (справедливой) монархии.


Проявлениям Справедливости также соответствуют ментальные концепции православия, коммунизма, идеальные системы всеобщего счастья/несчастья, а также извращенные формы: зависть, "забрать и поделить", популизм.


Искушение Цивилизации: утрата внутренних нравственных ориентиров, разрыв взглядов на "справедливость" значимых частей общества (например, элит и народа) и различные формы "уравниловки".


Если изложенная теория верна, то получаются интересные выводы.

Например, Запад и Восток не обречены на конфликт: ведь Воля может поставить Долг себе на службу, заместив собой внешний источник Долга. Россия и Восток также вполне могут уживаться, если Восток не нарушает принципов справедливости. А вот Запад и Россия экзистенциальные враги, т.к. Воля не приемлет ограничений и, даже если сможет разово сгенерировать какую-;то идею справедливого устройства мира, то через время начнет тянуть одеяло на себя.


Возможно, мы уже прошли своё "искушение", попытавшись построить коммунистический рай. Запад - частично тоже прошел свои уроки на примере фашизма, а сейчас с головой ныряет на дно либерализма. А вот у Востока, вероятно, яма впереди и тот же Китай на пике своего развития вполне может вляпаться в легизм и тоталитарное управление обществом.


Что ж поживем-;увидим. В конечном счете всё идёт, как должно - и это правильно.

Итак, дорогой читатель, представь, что ты - олигарх.


И не какой-;нибудь нищеброд-;миллионер или задрипанный аристократ с наследственными деньгами в пятом поколении, а православный протестантский, сделавший-;себя-сам мультимиллиардер.


Ты многим владеешь и многое попробовал и теперь хочешь только одного: устроить по своему желанию весь мир.


И каким же ты хочешь видеть этот мир?


Правильным.


А сейчас он, очевидно, устроен неправильно.


Во-;первых, людей слишком много и они слишком много потребляют. Такое ощущение, что они только и делают, что размножаются и потребляют!


То, что веками было уделом единиц - сейчас доступно всем. Личный транспорт: паланкин с рабами, лошадь или карета были отличительной чертой аристократии, а теперь автомобиль может приобрести любой бедняк. Знания всегда оставались в руках узкого круга избранных, а сейчас информация доступна миллиардам тех, кто даже не может её осознать и использовать. Тысячелетия ежедневный хлеб был гарантирован только достойным, тем, кто выиграл жесткую конкуренцию за место в элите, а сейчас даже ни к чему не пригодные люди вволю набивают пузо. А избыток еды - стимулирует размножение!


Ты просто физически ощущаешь, как невосполнимые ресурсы уходят песком сквозь пальцы. Каждую секунду на планете - в твоём мире! - остается все меньше ископаемых, чистой воды и пригодного для дыхания воздуха. Это неправильно!


Во-;вторых, в мире сложилась странная и парадоксальная ситуация с владением.


Обычные, ничем непримечательные люди могут владеть и передавать по наследству землю! А её, как известно, больше не производят. Аналогичная проблема с недвижимостью, накоплениями и золотом. Абсурдная ситуация с владением распространяется и на прочие права и свободы, которыми люди пользуются "по умолчанию", ничего не сделав для их завоевания, вплоть до права участвовать в управлении государством через систему голосования. В конце концов, люди обладают личной свободой, которую не ценят и которой не умеют пользоваться. Это неправильно!


В-;третьих, в мире много национально ориентированных государств, проводящих возмутительно самостоятельную политику! Это неправильно!


И последнее, но самое главное: твоя жизнь слишком коротка! К сожаления, в этом мире количество отпущенных лет не пропорционально значимости, уму и успешности. Нищий может прожить дольше, чем сделавший-;себя-сам олигарх. Это неправильно!


И всю эту неправильность нужно срочно приводить в порядок!


Чтобы люди своей алчностью не разрушали твой мир и чтобы ресурсы не утекали сквозь пальцы - нужно просто сжать кулак.


Как умный человек ты понимаешь, что для управления миром не обязательно сидеть на троне и быть всеми признанным императором. Слишком много внимания, слишком много лишних обязанностей, слишком много энергии нужно тратить на борьбу с желающими сместить тебя и занять трон.


Поэтому ты всячески поощряешь и создаешь инструменты влияния через третьи руки. Фонды и советы директоров отлично позволяют управлять огромными деньгами и корпорациями, не сталкиваясь с проблемами владения. Тысячелетия собственность подразумевала ответственность и владельцы фабрик и заводов являлись мишенью при всяких революциях и могли быть даже призваны в суд в случае несчастных случаев, забастовок и прочих неурядиц. Схема акционерных обществ наконец-;то разорвала порочный круг и позволила управлять, владеть, но при этом не нести совершенно никакой ответственности. И это хорошо!


Следующий важный шаг - воспитание. Ты понимаешь, что пока не вездесущ и не всеведущ, поэтому выстраиваешь систему грантов, школ, образовательных программ, где воспитываются "правильные" кадры. Цель - создать сообщество талантливых и толковых людей, объединенных общими ценностями, образом мышления и четким пониманием, кто их главный благодетель. Тогда они смогут - с твоей помощью - двигаться вверх, занимать важные посты в разных организациях и правительствах, помогать друг другу и проводить твою политику и принимать решения в рамках твоих целей, при этом будучи полностью уверены, что все делают по собственной воле. И это хорошо!


Тебе чужд нездоровый эгоизм и ты готов кооперироваться с другими олигархами, если они разделяют твои цели и методы их достижения. Объединив ваши усилия и ресурсы, вы сможете строить более эффективные и значимые системы по воздействию на различные общества. Правильное воспитание последователей и правильно сформированные организационные системы позволят твоим идеям жить в веках, расходясь как круги по воде. Но тебе хочется не только ментального долгожительства. Поэтому ты вкладываешься в исследование технологий бессмертия, программы продления жизни и лечения болезней. Причем, не только тех болезней, что беспокоят тебя лично - ведь значимые открытия, зачастую, могут происходить на стыках различных областей науки. Такой подход позволит мониторить и направлять науку и через фонды иметь доступ к исследованиям во всех сферах интересов. И это хорошо!


Эти шаги понятны и не предполагают встречного сопротивления. Дальше - сложнее.


Любые планы по значимому преобразованию мира рано или поздно упрутся в нежелание меняться национальных государств. Эти косные структуры безнадежно устарели, но все ещё имеют силу и власть. Борьбу с их сопротивлением придется вести по трем направлениям.


Первое: размывать их значимость, создавая межгосударственные организации: сначала, как полезные экспертные или функциональные структуры, а потом постепенно шаг за шагом превращая их в управляющие какими-;то процессами в определенной сфере (спорт, здоровье, финансы). На финальном этапе распоряжения этих организаций будут обязательны для исполнения государствами.


Второе: надгосударственные объединения. Разделяй, соединяй на своих условиях и властвуй. Нужно поощрять и ускорять все процессы распада больших государств на более мелкие, а потом собирать мелкие и слабые в объединения и блоки с "правильными" законами и "правильными" менеджерами наверху. Заодно, размывать голоса больших стран в международных организациях.


Третье направление: силовое. Для этого нужно поддерживать тлеющие конфликты, чтобы иметь возможность стравливать между собой государства и направлять сильных против слабых, создавать при необходимости напряжение на стыке границ стран и религий. Также важно развивать и поддерживать "правилоьно" ориентированных лидеров мнений, анархические и революционные движения, втягивая в них мобильную и агрессивную молодежь. Упор нужно делать на крупные города и столицы для возможности быстрой организации массовых волнений, вплоть до угрозы переворота. Это позволит разбираться с наиболее упорствующими странами, где во власти окопались устаревшие национально ориентированные элиты.


Но лучший способ - не бороться, а возглавлять: продвигать своих людей на места главных управленцев и с помощью лобби влиять на значимые решения. Наиболее оптимальный вариант - перехват власти в самом сильном государстве. Тогда удастся гораздо легче реализовать все указанные направления борьбы с сопротивлением национальных структур твоим реформам.


Цель: обеспечить законодательную поддержку нового уклада жизни и предотвратить возможный военный протест.


Когда основные государства будут готовы проводить изменения в массы, начнется самое интересное - обустройство нового человеческого общества.


К этому времени большая часть СМИ и медийных персон должны быть под твоим контролем и обеспечивать формирование общественного мнения в нужном направлении, а законы сверху, со стороны государств лишь закрепят новые нормы.


Первое - заменить "владение" на "пользование". Максимально расширить общее пользование реальными ресурсами: всякие "шеринги", вторичная и третичная переработка, увеличение времени пользования. Лучший способ для этого - увеличение налогов на имущество и расходов на владение, чтобы люди сами двигались от владения к аренде.


Второе - кратно увеличить стоимость сырья и реальных (природных) ресурсов. Натуральное дерево, натуральная кожа и, конечно, натуральное питание должно стать доступно только богатым людям. Для остальных - заменители.


Подорожание реальных ресурсов постепенно должно перевести жизнь человека в виртуальное пространство, при этом обеспечить покупку не самих программ, а лицензий и подписок, которые в любой момент могут быть отозваны и не продлены. Деньги, естественно, тоже должны быть цифровыми. Важно при этом полностью избавиться от анонимности; в идеале все лицензии, финансы и виртуальные личности человека должны быть привязаны к единому идентификатору.


Правильно устроенная жизнь человека нового общества должна включать следующие стержневые элементы:


- большая часть времени проводится в виртуальном пространстве (как работа , так и развлечения), что уменьшает необходимость в транспорте, одежде и предметах роскоши; социальные связи также переносятся в виртуальность;


- дистанционная доставка и удаленное предоставление максимального количества услуг минимизируют необходимость выхода из дома;


- повсеместный и быстрый доступ в Интернет с одной стороны и высокая стоимость других носителей информации формируют привычку все данные хранить в облаке;


- вещи печатаются на домашнем 3D-;принтере (разные виды пластика), при этом чертежи и проекты для печати покупаются в виде лицензии, а производство картриджей (сырья) принтера должно быть сложным и сосредоточено в руках подконтрольных тебе компаний;


- еда печатается на соответствующем принтере с имитацией любых вкусов, но из максимально дешевого сырья с включением необходимого количества витаминов и микроэлементов - брикеты для принтера и лицензии на рецепты аналогично вещам;


- лимитированное использование ресурсов: гарантированная норма и резкий рост тарифа при превышении норматива;


- максимально внедрение социального рейтинга, как интегрального показателя соответствия "правильности": поведение в Сети+соблюдение норм пользования ресурсами+поведение в реальности+отзывы работодателя;


- любые дополнительные ресурсы ( в т.ч. пользование рекреационными фондами (парки, скверы)), разрешение на рождение дополнительного ребенка или заведение натурального питомца - на основании соц рейтинга.


Цели: минимизация использования природных ресурсов и вреда окружающей среде; минимизация реальных социальных связей; минимизация стимулов для бесконтрольного размножения.


Для реализации таких масштабных изменений тебе, конечно, придется во многих вопросах разбираться лично и немало инвестировать в технологии самого широкого спектра применения. И игра виртуальной реальности с высоким уровне погружения, и болезнь, вызывающая в качестве побочного действия отвращение к мясу, и исследования по фармакологическому подавлению воли - никогда не знаешь, что может пригодиться для реализации твоих целей.


С помощью отлаженных инструментов пропаганды и подконтрольных законов нужные технологии постепенно будут внедрены в жизнь простых людей, но при этом важно оставлять под своим контролем монопольное владение ключевыми know how.


И нельзя забывать, что по-;прежнему наиболее критичными направлениями являются пища и энергия.


Если поставить их под контроль, то на финальном этапе ты сможешь напрямую диктовать свою волю государствам и правительствам. Например, когда болезни пищевых культур и истощение почвы приведут к краху нынешней модели сельского хозяйства, то, владея банком семян (генно-;модифицированных и кратно снижающих урожай во втором поколении), ты сможешь угрозой голода и последующей революции склонить любых правителей к нужным решениям.


Ключи от всех дверей должны быть у тебя в кармане.


И когда ты всё возьмешь в свои руки и сделаешь всё правильным, то сможешь отдохнуть, а построенная тобой устойчивая и управляемая система позволит оставить в наследство своим детям и последователям пригодный для жизни мир.


И тогда ты посмотришь на всё, что создал, и увидишь: вот, теперь всё правильно и хорошо весьма.


Итак, дорогой читатель, мы смоделировали систему действий, которые мог бы претворять в жизнь гипотетический олигарх, стремящийся к абсолютной власти над миром.


Oh, wait…

Итак, чтобы собрать непротиворечивую картину мира, полезно ответить на три вопроса: Кто мы? Где мы? Куда мы идем?


Сегодня попытаемся разобраться, где мы и что, вообще, здесь и сейчас происходит?


В начале 20 века гений маленького рассказа О'Генри написал повесть "Короли и капуста" о том, как небольшая латиноамериканская страна Анчурия решила поднять пошлину на экспорт бананов, а транснациональная корпорация американская пароходная компания "Везувий", чтобы снизить свои расходы, устроила переворот и сменила президента этой страны. Отсюда и пошла в народы фраза "банановая республика".

В начале была жадность


Когда группа людей долго живет на одном месте, то окружающие ресурсы постепенно истощаются, а аппетиты растут. Такая разница потенциалов (желания\возможности) дает энергию движения этой группы людей наружу: сначала к соседям, а если соседи закончились или оказались достаточно крепкими - дальше, к более слабым, но владеющим ресурсами группам.


Когда процесс отжимания ресурсов проходит удачно, наша группа людей увеличивается в количестве и становится еще сильнее и, значит, может претендовать на ещё большее количество ресурсов. Если такой снежный ком делает достаточное количество оборотов, то группа людей превращается в народ и появляется государство.


Еще через несколько витков спирали, государство запускает свои щупальца всё дальше в поисках ресурсов, для снабжения выстраивается все более сложная логистика, а другие народы либо уничтожаются, либо покоряются воле сильного и теряют часть субъектности, переходя в подчиненный статус и отдавая свои ресурсы на невыгодных, вмененных условиях. Появляется прообраз отношений колоний и метрополии (или в лайт-;версии: провинций/империи).


Метрополия - более развита, сильна и готова применять военную мощь для удержания покоренных народов в повиновении. Колония не имеет политической и экономической свободы, и, зачастую, отдалена от метрополии географически и отлична в плане этническом и религиозном (что весьма облегчает морально-;этический аспект эксплуатации).


Такого рода отношения были и в Древнем Мире, а наибольшее развитие получили после эпохи Великих географических открытий, когда белый человек смог наконец-;то добраться до богатств Индии и Америки.


Те страны, что успели отхватить заморские колонии, обычно, старались выжать их досуха и не стеснялись в средствах. Поощрение любого вида раздробленности, отдельные законы для "своих" и для "остальных", аффилированные ставленники на ключевых позициях и применение любых средств для подавления сопротивления вплоть до геноцида. Горе побежденным!


Примерами пауков, высасывающих колонии, являются пресловутая Ост-;Индская компания или та же «Юнайтед фрут компани», с которой О'Генри срисовал пароходную компанию "Везувий" (эти перевозчики фруктов не раз меняли президентов в Гондурасе и Гватемале, в том числе и с помощью ЦРУ).


Этот подход можно считать классической патентованной англосаксонской моделью управления колониями. Отделенные морем от остального мира, англосаксы естественным образом отделяют себя от других народов и ментально, что, как уже было сказано выше, здорово облегчает нравственный аспект эксплуатации.


Сначала вымениваем у индейцев бусы на территории, а когда дикари отказываются продавать земли - выпиливаем самих индейцев. Ничего личного, только бизнес.


Но были в Европе развитые страны, которым повезло меньше и заокеанских колоний не обломилось. Такое недоразумение могло случиться из-за отсутствия флота и выхода к теплым океанам или из-за внутренних неурядиц во время дележа пирога. Конечно, эти страны не отчаялись и принялись бодро покорять и колонизировать соседей: немцы - славян и прочих ненемцев, османы - неверных или неправильно верных и далее по списку. Имманентным недостатком такого подхода являлись границы другой империи\метрополии, в которые рано или поздно упирался рост.


Двадцатый век начинается


В результате в конце 19 века некоторые страны Европы достигли потолка своего экстенсивного развития, а мир уже был поделен и колонии обрели своих хозяев. Логичным выходом оказался дранг нах остен взгляд на бескрайний восток Европы и дальше - на уральские шахты и сибирские леса, но, оказалось, что там не подают. А кто туда ходил, не только лишь все вернулись.


Возможности не увеличились, но и желания никуда не делись, а потенциал в любом случае требует реализации. Тем более, у стран-;неудачников было четкое понимание: если из двух одинаково технологичных систем одна имеет доступ к практически неограниченным ресурсам, то проигрыш второй предрешен. Назрела революционная ситуация.


И в начале 20 века, заявив "хватит это терпеть!", немцы и османы начали Большой передел, названный Первой мировой войной.


Негодяев, конечно, всем миром отпинали и загнали под шконку Версальского мирного договора, но тектонические сдвиги и волны разрушили несколько империй и привели народы в смятение. При этом, ключевая проблема доступа новых развитых стран к ресурсам была не решена, а немцев-;имперцев еще растоптали и унизили. Незалеченная рана перестала кровоточить, стянутая грубыми швами, но началось воспаление.


Как следствие, нарыв изошелся гноем Второй мировой войны, еще более страшным количеством смертей и разрушений.


По сути, это был тот же самый конфликт под девизом "нам нужны ресурсы! дайте нам колоний!". Но дали только люлей. А изобретение и испытание ядерного оружия в 1945 году поставило под сомнение дальнейшую целесообразность открытых колониальных войн. Мир вздрогнул и начал искать другой путь.


После Хиросимы


В сказках разных народов есть однотипный сюжет: правитель безуспешно пытается решить сложную проблему привычными методами, а когда он уже на грани отчаяния, появляется бородатый мудрец с предложением волшебного способа решения. Обычно, под этой маской скрывается бес, а дьявол кроется в деталях сделки.


Многоопытные англосаксы предложили развитым европейцам гениальную схему: можно не воевать за корову, а доить её совместно и на вполне законных основаниях.


- Мы начнем медленно поднимать крышку мирового колониального котла, чтобы всё не взорвалось от внутреннего давления, - вероятно, сказали англосаксы. - Мы будем продвигать идеи демократии, гуманизма и равенства, не дожидаясь, пока они начнут продвигаться снизу через бунты и войны. Мы сформируем международные организации, которые будут координировать торговлю, спорт, здравоохранение и, в том числе, равный доступ к кредитным деньгам для развития.


- Но для чего дикарям давать привилегии белых людей? - спросили европейцы-;победители.


- Мы дадим им привилегии в обмен на добровольное подчинение нашим правилам, - жестко усмехнулись англосаксы. - Хотите доступ к мировой торговле? Откажитесь от субсидий своего производства и откройте нам свои рынки. Хотите кредитов? Реформируйте по нашим советам свою экономику и измените политику. Хотите что-;то от нас получить? Найдите себе место в глобальной производственной цепочке и станьте нам полезными.


Европейцы заулыбались. Англосаксы были издавна известны своими способностями к "правильному" законотворчеству.


- А как ше рефурфы, майн хер? - раздался сдавленный голос из-;под шконки.


- Это самая главная часть схемы, - сказали англосаксы. - Все правила, советы и требования будут направлены на то, чтобы МЫ могли определять для дикарей цены на их ресурсы. Мы будем брать у них задешево сырьё, делать из него бусы и задорого продавать дикарям. А технологию производства бус мы будем держать в секрете от дикарей.


- Гениально! - хором выдохнули европейцы-;победители.


- А фто, если дикари фдруг не захотят отдавать рефурфы?


Европейцы перестали улыбаться.


Англосаксы наугад пнули ногой под шконку, попав во что-;то мягкое.


- На этот случай нам нужен смотрящий, - сказали они. - Гарант соблюдения правил. Тот, кто сможет обеспечить безопасность торговых путей и при необходимости силой принудить бунтовщиков к исполнению наших законов.


- И кто же это будет? - спросили европейцы, подозрительно косясь на англичан.


- Никто из нас, европейцев, - ответили те. - Нам нужен независимый арбитр и достаточно сильный полисмен. Предлагаем - США.


- Хм.


- Они не участвовали в европейских разборках, а с нами - англичанами - даже воевали и у них есть всё необходимое для этой роли, в том числе опыт работы с дикарями на местах. Индейцы не дадут соврать. А чтобы нам было удобнее, все ресурсы будут продаваться за доллары ( он же, все равно,привязан к золоту), заодно и США получат небольшую мзду за свою работу.


- По рукам, - сказали европейцы. - Выглядит, как честная сделка.


Возможно, переговоры протекали не совсем так или даже совсем не так, но суть остается.


Кадавр неоколониализма


После появления у развитых стран ядерного оружия война между метрополиями за колонии стала невозможна без риска неприемлемого ущерба. Взамен была внедрена старая, зарекомендовавшая себя схема "бусы-;в-обмен-на-ресурсы", а выгодополучателями оказались технологически развитые страны.


Поднятие "крышки котла" и долгий период без войн дали возможность постепенно повышать благосостояние бывших колоний, экспортировать в них производство и специализированные функции (при этом сохраняя коды ключевых технологий) и тем самым повышать количество потребителей "бус". Таким образом, была запущена спираль постоянного экономического роста на балансе скорости освоения ресурсов и внедрения высокомаржинальных технологий с одной стороны и на количестве платежеспособного спроса - с другой.


Устойчивость системы и контроль допуска "в контур" глобальной экономики обеспечивались поддержкой международными законами и организациями. В случае попытки бунта - несанкционированного выхода из контура без возврата инвестиций, сопротивления плановому вхождению в контур или отказа продавать задешево ресурсы - повстанцам прилетала взрывная демократия путем внезапно возникших в стране "свободолюбивых" людей или напрямую на крыльях самолетов и ракет. Ракет, цинично названных "Томагавками".


Оперативный контроль и наращивание силового давления в нужной точке обеспечивалось флотом и базами США/НАТО по всему миру.


Во второй половине 20 века колониализм формально закончился, но, по сути, сохранился в другой обертке.


Мы больше не орки


А что СССР?


А что "СССР"?


На первом этапе объединения западных стран в новоколониальную систему Союз обеспечил образ врага и послужил отличным жупелом, а после развала - кормовой базой для поддержки роста. Его осколки стали новыми колониями западных стран, как когда-;то земли Нового света.


Причем, для своих республик СССР явился противоестественным гегемоном. Местное население не гнобилось, а, наоборот, возвышалось за счет стержневого народа и жизнь на окраинах была богаче центра. Такая перверсия пагубно сказывалась на сознании лимитрофов, привыкших к простым и понятным колониально-;метропольным отношениям. И, конечно, при первом шухере они сбежали к другому, "правильному" хозяину.


После развала Союза Россия стала колонией Запада.


Со всеми атрибутами: коррумпированными прозападными управленцами, разрушенной собственной экономикой, отчаянными попытками любой ценой найти себе место в глобальной цепочке, занятые карго-;копированием чужих моделей успешности и пропитанные идеологией собственной ущербности мы от классической колонии отличались только двумя пунктами: ядерное оружие и… имперские гены.


Ни один хозяин добровольно не оставит рабу опасное оружие, поэтому можно считать, что люди с имперскими генами не позволили в свое время лишить нас и ЯО.


США: jeopardy!


Сначала всё было хорошо: освоение новых территорий и послевоенное восстановление обеспечивали постоянный экономический рост, а военная мощь и самый богатый в мире внутренний рынок, доступ к которому мечтали получить все производители, являлись отличными рычагами для выстраивания международного разделения труда. Но уже в 60-х всё пошло по наклонной.


Войны и сытая жизнь требуют все больше долларов, резервы золота ограничены, а инфляция почему-;то не нравится "европейским партнерам"? Всё - херня, давай по-;новой.


На Ямайской конференции международную экономику перезапустили с новыми правилами, но доллар по-;прежнему остался основной резервной валютой и средством платежа (ресурсы нужны всем, а они торгуются за доллары, а статус самой сильной державы и оплота капитализма позволяет получать системный налог рэкетира). Благодаря кредитам и раскрутке потребления США вышли из пике, но осадочек остался. Стало понятно, что мировой корабль на воздушно-;долларовой подушке может не выдержать следующего подобного шторма.


И англосаксы начали готовить план "В".


Скрытая угроза


Европейские страны уже оборзели восстановились после войны, колонии тоже обрастали жирком (а некоторые и ядерным оружием) и становилось понятно, что при невозможности обеспечить постоянный экономический прирост рычагов в виде доллара и военной силы вскоре не хватит для поддержания статуса гегемона. Значит, нужны другие рычаги.


Разгром, развал и разграбление СССР продлили рост и дали отсрочку для подготовки новой постколониальной системы.


Целью было воссоздать схему "дешевые ресурсы в обмен на дорогие бусы" в мировом масштабе. Учитывая уровень технического развития и скорость движения информации, опередить в ключевых технологиях на два шага всех конкурентов - невозможно. Тем более, врожденная капиталистическая жадность уже привела к тому, что вслед за бусами экспортировались производства бус, а полученные технологии и деньги позволили бывшим колониям подняться с колен.


Значит, необходимо отбросить назад конкурентов, а себе создать долговременное преимущество из воздуха. Для решения этих задач отлично подошла "зеленая повестка".


Основной ресурс - это энергия, старые добрые калории в виде пищи и тепла. Экологическая торпеда позволяла разрушить энергоуклад конкурентов (а следом и пищевой уклад) и получить контроль над мировой промышленностью через нормирование выбросов и налоги на загрязнения. Тем самым восстановить власть над стоимостью и оборотом ресурсов.


Для внедрения этой противоестественной программы, а также для облегчения дальнейшего развертывания подобных инициатив извечный силовой способ не подходил, поэтому пришлось изобрести другой инструмент давления на элиты и общества. Им стало информационное доминирование.


Разделяй: разрушение традиционных, национальных и религиозных ценностей и скреп, далее атомизация стран, групп и людей через разогрев противоречий (расовых, гендерных, культурных), переписывание истории.


Властвуй: объединение на собственных условиях и накачка ресурсами и полномочиями "своего" актива: международных наднациональных организаций для контроля сверху и сетевых структур для контроля снизу через культуру отмены.


Параллельно: подмена традиционных ценностей многочисленными правами и свободами (число им - легион), навязывание ответственности и чувства вины, представление своей картины мира в качестве единственно верной, размытие границ (космополитизм, верность не нации, а "ценностям").


Как видно, эти инструменты предназначены не столько для укрощения отсталых стран, сколько для получения контроля над развитыми странами, в первую очередь - европейскими. Другим отличием от послевоенной колонизации становится все большее значение транснациональных корпораций в качестве акторов и выгодополучателей нового постколониального устройства мира.


В мире формируется база для объединения мира и разрозненных стран в империю с одним хозяином (как и высечено на долларовой банкноте: Из многих — единое).


Выводы:


Колониализм - вполне логичный этап развития человечества, способ получения более сильной страной дешевых ресурсов за счет эксплуатируемой территории.
Первая и вторая мировые войны, по сути, были результатом кризиса роста новых развитых стран и очередной войной за доступ к ресурсам и колониям.
Угроза ядерной войны заставила искать альтернативу военному способу разделения мира.
Внедрение глобальной схемы "дешевые ресурсы в обмен на дорогие бусы" при поддержки системы международного права, военной силы и долларовой системы обеспечило доступ западных, технологически развитых стран к сырью и стало основой неоколониализма.
Отвязка доллара от золота в 70-х дало США практически неограниченный ресурс (если из двух одинаково технологичных систем одна имеет доступ к практически неограниченным ресурсам, то проигрыш второй предрешен), но запустила таймер будущего системного кризиса долларовой системы.
Распад СССР дал отсрочку кризиса и включил Россию в картину глобального мироустройства в качестве одной из колоний.
Предвидя падение долларовой системы, англосаксы за счет политического веса и владения информационным пространством запустили разрушение прежних ценностей и границ и форсировали внедрение "зеленой повестки", как основы будущего технологического доминирования.
Разрушив энергоуклад развитых и развивающихся стран, англосаксы превратят Европу - в колонию и восстановят США в качестве безальтернативного мирового гегемона.

Новая надежда

Любое действие рождает противодействие.


И основой такого противодействия глобальному плану англосаксов становятся народы с имперским геном. Русские, китайцы, арабы, персы и османы пока ещё помнят свою историю и не желают быть рабами. В практически утратившей политическую и экономическую свободу Европе - похуже: поляки, как обычно, делают неправильные ставки, немцы еще спят, определенные надежды есть на австро-;венгров, но это не точно.


Таким образом, мы можем сформулировать ответы на обозначенные вопросы:


где мы?: мы занимаем место колонии западных стран и находимся на пороге окончательного оформления мироустройства в империю с одним хозяином;


что здесь и сейчас происходит?: нынешний конфликт на Украине и предваряющий СВО ультиматум - это авангард сопротивления порабощения мира англосаксами и фронт восстания колоний против сверхметрополии.


Но подробнее об этом фронте - в следующий раз.

http://aftershock.news/?q=node/1110293



Другие статьи в литературном дневнике: