Белый царь несет возмездие.

Душа Шахини 1: литературный дневник

Как воспринимается СВО в мире.


За мемами про "боевых бурятов" и "пехотинцев Путина" в зоне Специальной военной операции стоит этническое разнообразие российской армии. Русскую военную форму всегда носили люди различного происхождения и вероисповедания.


"У меня вот здесь все стоит", — "Бурят", боец спецназа "Ахмат" подносит ладонь к кадыку. Этот жест значит не то, что Виктора с позывным "Бурят" все достало. В горле у бойца комок — с самого начала Специальной военной операции, с того момента, как ему в личку в соцсети прилетело видео. На записи бывший коллега, приехавший когда-то с Украины на заработки в Россию и вернувшийся обратно, мучил российского солдата — молодого бурята. "Ты говорил, что вы воины, а он плачет, пацан совсем. Я этому... говорю: "Я тебе все деньги с карты сниму, пожалей его, оставь матери сына". Я ж знаю, они на деньги падкие...", — вспоминает Виктор как не смог выкупить за зарплату земляка.


На каске надпись "Бурят". "Чтобы снайпер видел", — спокойно поясняет Виктор.


— Адыгея? Оттуда?


Боец в Северодонецке коснулся темно-зеленого патча на рукаве с двенадцатью золотыми звездами и скрещенными стрелами — флаг Республики Адыгея.


— Я не из Адыгеи. Флаг друг оставил, сам он в госпитале. Я вместе него ношу в знак того, что он здесь. Все так флаги носят, флаги друзей.


Колонны военных машин в Донбассе часто имеют неуставной вид — бойцы сами бронируют радиатор и двигатель — металлической плитой, а то и небольшими бревнами. И часто на борту или на капоте виднеется надпись — позывной или регион, малая родина водителя. "Башкортостан", "Казань". И часто над кабиной оливкового цвета помимо государственного бело-сине-красного триколора трепетал как натянутый флаг региона — Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.


О том, что несут представления о мультиэтничности российской армии Украина.ру побеседовала с экспертами.


Казахстанский политолог, специалист по постсоветскому пространству Марат Шибутов в комментарии Украине.ру традиции многоэтничности российской армии выдвигает версию, что Специальная военная операция наследует серии русско-польских войн. "Их, войн, было много, на мой взгляд, больше всего подходит XVII век. Тогда на стороне Речи Посполитой было немало наемников из Западной Европы, а Русское царство привлекало весь свой многонациональный народ. Помимо стрельцов были калмыки, ногайцы, касимовские и казанские татары, так называемые, служилые татары", – напоминает он.


Собеседник издания отмечает, что к тому времени относятся и упоминания о Белом царе (так тюркские и монгольские этносы называли правителей России), который звал восточные народы на воинскую службу. Причем такой состав русского воинства основывался не только на преданности монарху, но и, собственно, на патриотизме – в Смутное время в ополчении Минина и Пожарского были татары. "Хотя деды тех ополченцев застали, как минимум, взятие Казани Иваном Грозным", – уточняет он.


Шибутов полагает, что исторически сложившееся лицо русской армии хорошо воспринимается в мире. "В Азии и Африке Специальная военная операция воспринимается как антиколониальная борьба России против гегемонии Запада, объединенная сила Востока против объединенных сил Запада. И если кого-то из жителей Украины многоэтничные российские вооруженные силы пугают, то у китайских зрителей вид, например, "казахской банды" (видео бойцов-казахов, выдвигающихся на позиции на броне – Прим.ред.) может вызвать только дополнительные симпатии. И по поводу риторики Кадырова могут иронизировать только хипстеры, ведь на арабском Востоке она воспринимается иначе – как веские слова и аргументы", – рассказывает политолог.


Глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал видео с трофейной техникой и знаками отличия «ичкерийцев»*, воюющих на стороне ВСУ и пообещал «дешайтинизацию» Украины, об этом он написал в своем Telegram-канале


"Белый царь несет возмездие за всех, кто пострадал от угнетения – такой нарратив зайдет многим народам. Тем более, что в русской воинской традиции есть два условных полюса и Чокан Валиханов – чингизид по происхождению, ставший русским, европейским офицером, и прибалтийский дворянин барон фон Унгерн, который был проводником идеи о реставрации власти Чингис-хана. Так что любая модель подходит", – уточняет Шибутов.


По мнению Свята Павлова, основателя проекта "Обыкновенный царизм", чтобы жители освобождаемых территорий могли себя ассоциировать с российской армией нужны те образы, которые воспринимаются бывшими и нынешними гражданами Украины как свои: "На Украине есть огромное количество сомневающихся в том, найдется ли им место в России, и переизбыток известного клича их отталкивает, это эффективно используется украинской пропагандой. Да, прекрасно зарекомендовали себя буряты, тувинцы, выходцы с такого разного Кавказа, лицо русской армии разнообразно. Но традиционно, так, чтобы наши военные воспринимались на Украине как свои – это должно быть узнаваемое лицо, знакомое: ВДВ, морская пехота, “вагнеровцы”".


"Дайверсити и инклюзивность" среди военных не всегда принимаются и российским обществом, считает Павлов, так как есть и не самый успешный опыт формирования национальных частей в советское время. "По поводу СВО даже внутрироссийское мнение не едино, оно сложное, хватает и сторонников “нетвойне”, чтобы убедить, что наша доблестная армия защищает нас там, чтобы было понятно, зачем она там находится, надо показать что-то привлекательное для всех", – дополняет он.


Успешные примеры есть в истории, уточняет Павлов. "Для тех, кто оказался на Украине, для русской ирриденты, привлекательной была бы жизнь в огромной, прекрасной и своей стране, от Черного моря до Тихого океана, а не в местечковом колхозе. Для Востока есть уже концепция Белого царя – почему бы не вернуться к ней? А разность происхождения может быть унифицирована мундиром – хотя все помнят про происхождение героя войны 1812 года, полководца Багратиона, для всех он русский генерал", – говорит собеседник издания.


http://cont.ws/@bezuhoff/2331328



Другие статьи в литературном дневнике: