Притча Обучение гарема

Душа Шахини 1: литературный дневник

— Я прочитал все четырнадцать глав твоего трактата, — сказал князь полководцу. — Хороший трактат. Но теория — одно, а практика — другое! Не мог ли ты показать своё искусство на практике?!


— Могу.


— А какое тебе нужно для этого войско?


— Любое.


— Тогда возьми мой гарем.


Полководец построил женщин во дворе дворца, разбив их на два отряда по девяносто человек в каждом. Объяснил, где право, где лево и что такое кругом. Выбрал двух любимых наложниц князя и поставил их офицерами над отрядами.


— Я буду давать команду офицерам, а офицеры — солдатам, — и скомандовал "налево".


Офицеры, смеясь, повторили команду, а солдаты её не исполнили: кто повернулся налево, кто направо, а кто и вовсе сел на траву.


— Не получилось, — сказал полководец, и повторил своё объяснение.


Но и снова вышло то же самое.


— Снова не получилось, — сказал полководец, — Кто виноват?


Я не виноват, я даже повторил своё объяснение.


Солдаты виноваты? Нет, не виноваты. Потому что офицеры отдавали команды таким образом, как будто их не следовало выполнять.


Виноваты офицеры. Отрубить им головы.


— Нет, нет, — сказал князь, — Достаточно. Я вижу, что ты хороший полководец!


— Нет, князь, — возразил полководец. — Если мы не отрубим им головы, про тебя будут говорить, что у тебя полководец, чьи приказы не выполняются.


Головы отрубили, полководец поставил других офицеров, и стало получаться.


— Вот князь. Это ещё не очень хорошее войско, но я готов идти с ним и сражаться!


Но князь в досаде махнул рукой и ушёл.


Теория — это, действительно, одно, а практика — другое.


Далее Владимир Тарасов дает комментарии по этой притче:


Страх - весьма важное чувство. Его нельзя игнорировать, им нельзя не пользоваться. Ведь его поместили в человека для блага человека. Это хорошее полезное чувство, которое не только может унизить человека, низведя его до животного, но может и возвысить. Из страха бросить тень на друга, могут и собственной жизнью пожертвовать. Не то главное, что человек боится, а то, чего именно он боится, за что именно он боится.


Почему у женщин начали получаться боевые упражнения? Может быть из страха? А почему полководец готов идти с этим войском и сражаться? Ведь с запуганным войском едва ли хорошо иметь дело. Здесь уже причина в бесстрашии. Солдаты не боятся, что полководец накажет их за чужую вину. Если виноват не солдат, а офицер, накажут офицера. Солдату нечего бояться, если он не виноват. Это - бесстрашие. Ну, а если виноват? Конечно накажут. Раз уж и офицера не пощадили. Сочетание страха и бесстрашия - основа армии. Не страшен противник. Не страшен начальник, если выполняешь свой долг. Но страшно не выполнить долг. Тут уж прощения не жди. Переход от страха к бесстрашию - граница резкая. Этой резкой границей очерчиваем долг, обязанности, приказ. Чтобы твердое отделить от пустого. Казнь офицеров произвела такое отделение.




Другие статьи в литературном дневнике: