Профессор Татьяна Черниговская

Душа Шахини 1: литературный дневник

«Я не сомневаюсь в существовании души. Я не сомневаюсь, что есть высшие миры».


Что такое душа, личность, «я»? На такой вопрос однажды попросили ответить специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики, профессора Татьяну Черниговскую. Татьяна Владимировна уточнила: «Когда мы ведем разговоры подобного рода, мы должны друг с другом договориться: вы обращаетесь ко мне, как к личности, к человеку, или вы обращаетесь ко мне, как к ученому? Потому что это две разные ситуации, и в них вы получите два разных ответа».


Татьяне Черниговской довольно часто задают вопросы, на которые наука не может найти ответы на протяжении долгого времени. Например, о том существует ли душа, высшие миры, в которых она обитает. На подобные вопросы Татьяна Черниговская дает довольно неожиданные ответы.


«Много про душу написано, но вам же не это интересно знать»
Все разговоры с Натальей Черниговской, даже если они и о душе, начинаются с мозга, который Татьяна Владимировна изучает долгие годы. Так, в одном интервью, в котором шла речь о мифах и правде о мозге, она назвала мозг большой загадкой, о которой наука что-то знает. Но так немного, что Наталья Владимировна затруднилась ответить, что такое мозг на самом деле, и кто кем управляет: человек мозгом, или мозг человеком.


– Я даже не знаю, как вернее назвать мозг. Можно сказать, что это объект, субъект, существо, механизм. Называйте, как хотите. Все равно это все будет не то. Дело в том, что наш мозг действует сам и нашей помощи для своих действий не требует. И мы, конечно, зависим от нашего мозга на сто процентов, но с такой добавкой, что мы находимся внутри мозга. Поэтому вот это разделение – «я» или мозг управляет мной – годится только для светской беседы, а на самом деле «я» находится внутри мозга. Поэтому я считаю, что нами управляет мозг, а не мы мозгом, но с той поправкой, что я не вижу на это другого кандидата, – уточняет Татьяна Черниговская.


Татьяна Владимировна понимает, что на это уточнение можно придумать возражения. Например, можно сказать, что человек обладает свободой воли, и поэтому он сам принимает решения: хочу пойду сегодня в гости, хочу не пойду. Однако это возражение рождает новые вопросы. И Татьяна Черниговская их задает: «Но кто этот «я», который в итоге принимает решение? Это же внутри мозга все и происходит. Какие у нас есть основания считать, что вы и я свободные люди, а не изумительно сделанные программы? Просто совершенные программы, Фаберже делал».


И если у Натальи Черниговской есть хоть какие-то ответы на то, что такое мозг, то с вопросом, что же такое личность, что такое «я», что такое душа, или что мы называем душой, дела обстоят куда сложнее.


– Что такое душа, я ответить вам не могу. Но я хотела бы услышать такой ответ хоть от кого-нибудь. Я имею в виду в научном контексте. Если у нас просто беседа, то тогда я скажу, что много всего про душу написано и в религиозных текстах и в культурных текстах. Но вам же не это интересно знать. Вам интересно узнать ответ на вопрос: где находится личность, душа, как все это соотносится со всем остальным? И вот тут нет никаких ответов, – поясняет Татьяна Черниговская.


Татьяна Владимировна говорит о двух как бы параллельных жизнях человека. С одной стороны, идут психофизиологические процессы, которые происходят в нас поскольку мы живые организмы. А с другой стороны, мощнейшая духовная, интеллектуальная, культурная жизнь. Это как бы такой параллельный мир. Но чем он обеспечивается? Тем же мозгом.


«Есть вещи, которые не измеряются ни граммами, ни сантиметрами»
– Но если вы спросите меня о том, что такое душа, как у человека, то у меня будет другой ответ. Я не участвую в религиозной жизни, но я верующий человек. Как у серьезного ученого могут совмещаться такие вещи, как наука, а с другой стороны вот это все? – отмечает Татьяна Черниговская.


Наука и религия, по словам Татьяны Владимировны, не конкуренты. Они не конкурируют. Поэтому речь не идет о том, кто из них правильный, кто из них сильнее. Это только очень наивные люди могут так ставить такой вопрос, считает Черниговская. Наука и религия – это два абсолютно разных способа познания мира и отношения к миру. Они параллельные. Вы же не станете задавать вопрос, что лучше: химия или балет? Потому что это глупый вопрос. На него не может быть ответа. С наукой и религией такая же история.


Поэтому, как человек, Татьяна Владимировна отвечает на вопрос о душе так: «Я не сомневаюсь в существовании души. Я не сомневаюсь, что есть высшие миры, про которые мы, как ученые, сказать не можем ничего. Но никакого научного комментария я этому дать не могу».


Более того, Татьяна Черниговская абсолютно уверена, что на вопросы о вере и нематериальной сфере нельзя ответить с точки зрения науки. Наука может рассказать лишь о том, что можно посчитать, измерить. Но есть вещи, которые не измеряются ни граммами, ни сантиметрами.


– Например, чем вы собираетесь измерять поэзию или музыку? Конечно, можно взять и измерить децибелы, частоты. Но это не про музыку, а про физику звука. Музыка – это что-то нематериальное. То же самое, если мы будем говорить о человеке. С одной стороны, в нем идут физиологические, то есть материальные процессы, а с другой стороны, идет все то, что не является материальным, – говорит Татьяна Черниговская.


По мнению Татьяны Владимировны, на то, что параллельно с физиологическими процессами в человеке происходят и нематериальные процессы, например, указывает психосоматика. В пример Черниговская приводит такую ситуацию: пациент приходит к врачу и говорит, что у него болит печенка. Пациента обследуют, но у него ничего не находят. Проходит две недели, и это же человек снова появляется у врача и говорит, что у него что-то с ушами или с глазами. Но когда его снова начинают обследовать, то оказывается, что никаких проблем у этого человека нет.


– Но у него-то все это болит на самом деле. Он же не лжет. Конечно, возможны ситуации и вранья, но мы говорим не про это. Для умного врача подобная ситуация и является показателем того, что это психосоматика. Другими словами, здесь задействованы какие-то нематериальные процессы, которые нельзя обнаружить приборами, – замечает Татьяна Черниговская.


В качестве примера нематериальных процессов Татьяна Черниговская привела и случай из жизни, о котором ей рассказала бабушка. Татьяна Владимировна характеризует свою родную бабушку как человека, ни разу не совравшего в жизни. Поэтому у Черниговской нет никаких оснований не верить в эту историю.


– В то время моя бабушка жила в блокадном Ленинграде. Однажды она проснулась ночью в необъяснимой панике. Моя бабушка металась по дому, совершенно не понимая, почему она в таком ужасе проснулась. А потом оказалось, что это был момент когда ее сын, мой будущий отец, чуть не погиб за сотни километров от дома. И таких случаев очень много, когда непонятное чувство опасности совпадает с реально происходящими отрицательными событиями. Что это такое, вы мне объясните? – таким вопросом задается Татьяна Черниговская, ответом на который наука не располагает.


http://dzen.ru/a/Z7xzEPTu_3Z92AoA



Другие статьи в литературном дневнике: