Марта в честь Марата

Душа Шахини 1: литературный дневник

: боец СВО из Казани спас из-;под огня украинскую девочку.


Вынес из-под обстрела маленькую девочку боец СВО из Казани Марат Ганиев. Случайно обнаружив малышку в частном доме на линии огня, он посадил её в вещмешок, закинул себе на плечи и прополз несколько километров с ребёнком на спине. Спасённую девочку назвали в честь Марата Мартой, но увидеться им больше не довелось – боец, мечтавший удочерить малышку, погиб в другом бою.


ВЫРОС НА РАССКАЗАХ ДЕДА ФРОНТОВИКА


О героическом поступке казанца, сравнимом с подвигом советских солдат, которые во время штурма Берлина выносили из огня немецких детей (в их честь воздвигнут знаменитый монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке), корреспондент «РТ» узнал от руководителя волонтёрской организации «Ценим жизнь» Ильнара Зиннатуллина, а он в свою очередь услышал трогательную историю от сотрудников военкомата Кировского и Московского районов. Подробности подвига, о котором не известно широкой общественности, нам рассказала сестра Марата Ганиева Резеда Валитова. Самого героя уже нет в живых. 


– В нашем роду несколько военных, – начала свой рассказ Резеда. – Наш дедушка Габдулбари Куртаев – участник Великой Отечественной, дошёл до Берлина, дядя Салим Куртаев – кадровый военный, вышел в отставку в звании полковника. Мой брат Марат с самого детства очень любил историю, особенно военную, много читал по этой теме. Бывало, сядут они с дедом-фронтовиком и тот ему чертит схемы, линии – показывает, как они обороняли Сталинград, как брали Будапешт и Берлин. Так что патриотизм в нашей семье воспитывался вот на таких реальных примерах из жизни родных.


«ТАМ МОИ ПАЦАНЫ»


По словам сестры, когда началась специальная военная операция, Марат, который работал слесарем в казанском «Водоканале», сразу направился в свой районный военкомат с просьбой взять его добровольцем. Ему несколько раз отказали, но после начала мобилизации вызвали в военкомат. 


– В октябре 2022 года он прошёл сборы на «Казань Экспо» и отправился на СВО, служил в штурмовом подразделении. За время службы несколько раз приезжал в отпуск. В очередной раз приехал после контузии, с перебитой правой рукой. «Марат, как же ты автомат будешь держать? У тебя рука, как плеть, висит, тем более правая. Всё уж, хватит, навоевался. Имеешь полное право дома остаться, лечиться, восстанавливаться». А он нам в ответ: «Не могу! Там мои пацаны». Так и уехал обратно с этой перебитой рукой, – вздыхает сестра. – Знаете, я, видимо, что-то предчувствовала, и старалась записывать то, что мой брат рассказывал, когда приезжал с фронта. Чтобы сын Марата Артур и все мы потом могли прочитать эти записи. Марат очень неохотно отвечал на такие вопросы, даже о том, за что он получил медаль «За Отвагу». Но в очередной приезд в отпуск в апреле 2023 года всё же рассказал вот о таком случае, произошедшем во время боя под Марьинкой, когда он спас украинскую девочку.  


Мы приводим рассказ Марата Ганиева от первого лица, так, как его записала сестра.


«ЗАКИНУЛ ЗА СПИНУ, КАК МЕДВЕДЬ МАШУ»


«Однажды во время очередного ожесточённого боя к нам подлетела вражеская «птичка». Мы – врассыпную, кто куда, чтобы укрыться от дрона. Я тоже выбил плечом дверь в ближайшем доме и забежал туда. И случайно, краем глаза увидел, что в углу кто-то шевелится. Вначале подумал – кошка или собака, пригляделся, а там, в углу маленькая девочка сидит, малышка лет трёх-четырёх. В каком-то стареньком не то платьишке, не то халате, рядом – нехитрые игрушки. Вокруг, за стенами дома – грохот, дым, идёт жаркий бой, взрываются снаряды, свистят пули. А она сидит себе спокойно и в свои игрушки играет, что-;то там себе под нос мурлыкает, видимо, не понимала, что вокруг происходит. Я очень за неё испугался. Не ожидал увидеть ребёнка на линии огня, прямо вот именно на первой линии огня! Спрашиваю у неё: как тебя зовут? Где мама? Молчит. Ничего не говорит, только молча продолжает смотреть на меня, глазками хлопает. Ну ладно, думаю, хоть не плачет и то хорошо. Как же ты тут оказалась-то одна, бедняжка, где твои родители… Я тогда выбросил всё из своего вещмешка, мы ведь всё с собой несём, когда уходим надолго на задания, бывает, что и на неделю или больше берёшь с собой всё по максимуму – еду, воду, боеприпасы. Оставил только автомат, магазин с патронами и сунул в карман большую горбушку хлеба из своих припасов – если девочка захочет кушать. Посадил её в свой вещмешок, закинул за спину, как медведь Машу в корзине, и поползли мы с ней по полю к нашим позициям. Над головой – грохот, пули, снаряды летят… Долго пришлось ползти, расстояние большое было до наших окопов. А девчушка начала ладошками по шлему мне хлопать. Хлопает и смеётся! Она, видимо, решила, что мы с ней в какую-то игру играем. Чтобы она успокоилась, я, пока ползли, начал мякиши от хлебного ломтя отламывать и за спину ей подавать. Она притихла, слышу – кушает с удовольствием. Конечно, ребёнок проголодался, сколько она не ела-то! Уф!.. Добрались до наших.


Принёс я свой мешок с необычной поклажей к командиру батальона. Она на нас, окруживших её военных, смотрит тоже с большим интересом, разглядывает каждого, ей любопытно, видать, стало. А сама белокурая такая, волосы кудряшками, глазёнки голубые – красавица моя девчушка-то оказалась! Комбат посмотрел на всё это – вещмешок, девочку, крякнул от удивления, покачал головой и спрашивает меня: «Боец, как тебя зовут?». «Марат», – отвечаю. «Раз она молчит, говорить не может, назовём её Мартой, в честь тебя, солдат», – распорядился комбат».


«ХОТЕЛ РАЗЫСКАТЬ И УДОЧЕРИТЬ»


– Как сложилась дальнейшая судьба Марты, мой брат так и не узнал, – поясняет Резеда Валитова. – Девочку отправили подальше от боевых позиций, подразделение продолжило выполнять боевые задачи. Когда Марат возвращался в расположение части, дважды пытался выяснить, что стало с его крестницей Мартой. Нашлись ли её родители, если нет, то в какой детдом или приют её отдали. Но в итоге в этой фронтовой горячке ничего выяснить ему так и не удалось. Хотя, как он мне говорил, была у него мысль, когда появится передышка в тяжёлых боях, разыскать Марту и удочерить, привезти её к нам, в Казань, в нашу семью и воспитать, как родную дочь, – вспоминает Резеда Валитова. 


Но сбыться этим планам было не суждено. Рядовой Марат Ганиев погиб 27 июня 2024 года в возрасте 44 лет. Как рассказали потом его сослуживцы, в тот день враг смог пробить брешь в обороне, там, где его совсем не ждали. В самом начале кровопролитного боя Марата сильно ранило, но он продолжал отбивать атаку. Истекая кровью, крикнул самым молодым в их подразделении, спасая им жизни: «Отходите, пацаны, я прикрою!». И отстреливался до конца, сколько хватило патронов…


Погибнув в том бою, Марат Ганиев остался надолго лежать в «серой», насквозь простреливаемой зоне. Вытащить оттуда его тело сослуживцам удалось только спустя восемь месяцев.


Марата Ганиева похоронили 5 марта 2025 года с воинскими почестями на Юдинском кладбище Казани. Маме героя вручили Орден Мужества, которым казанца наградили посмертно за тот самый бой, в котором он ценой своей жизни спас жизни молодых ребят-однополчан. 


А вот история со спасённой девочкой осталась неотмеченной наградами. Но сестре погибшего Резеда Валитова считает, что земляки Марата должны о ней знать.


Комментарии


*МАРТА И МЕДВЕДЬ*
(Посвящается Марату Ганиеву, который нашел маленькую девочку в частном доме на линии огня, посадил ее в вещмешок, закинул на плечи и прополз так несколько километров. Спасенную малышку назвали в его честь, Мартой, но увидеться им больше не довелось – боец, мечтавший удочерить девчушку, погиб в другом бою)

Всё это под Марьинкой случилось,
Шли ожесточённые бои.
Небо в землю дронами вцепилось,
Но держались как могли СВОи.

Подлетела вражеская «птица»,
Врассыпную парни, кто куда.
А Марат Ганиев, чтоб укрыться,
Выбил в доме дверь плечом тогда.

Забежал, увидел краем глаза -
Кто-то там шевелится в углу.
Пригляделся, не поверил сразу -
Девочка сидела на полу.

В старом платье, рядом с ней игрушки,
Что-то там мурлыкает под нос.
Кто она? Что делает в ловушке?
Где её родные? Вот вопрос!

За стенами дома - ад кромешный,
Первая там линия огня!
А девчушка - ангелок безгрешный,
Смотрит так, головку наклоня.

Голубые, чистые глазёнки,
Кудри белокурые. Беда
Подбиралась к этому ребёнку,
Но не зря Марат попал сюда.

Девочке три года иль четыре,
Украинка? Русская? Как знать?
Что ж это творится в этом мире?
Может быть, её погибла мать?

Вещмешок освобождает махом,
Лишь краюха хлеба на двоих -
Девочку за спину и без страха,
На адреналине, до СВОих.

В вещмешке малышка поместилась,
С нею нужно путь преодолеть.
Оказал Господь тогда им милость -
Живы эти Маша и медведь!

Смог Марат, прополз в тот день по полю,
Несмотря на взрывы, он прополз.
Проявил характер свой и волю,
В вещмешке он драгоценность нёс!

А она за шлем его держалась,
Мякиш хлеба смачно разжевав,
Хлопала в ладошки и смеялась,
Доброту солдатскую познав.

Думала - игра, наверно, даже,
Мякиши ей снова подавал.
Эту необычную поклажу
Наш боец комбату передал.

Крякнул командир от удивленья,
Ведь такого он не ожидал!
Принял справедливое решенье -
В честь Марата девочку назвал.

«Мартой будет, коль не знаем имя,
А она своё не говорит.
Мы, Марат, всегда горды такими,
Ты, Марат, страны надёжный щит!»

Есть в кого. Фашистов, негодяев,
Нелюдей, творящих произвол,
Дед его, Габдулбари Куртаев,
До Берлина бил, туда дошёл!

Сядет с внуком дедушка, бывало,
Чертит схемы, линии рукой -
Так вот Сталинград оборонял он,
Город рядом с Волгою-рекой.

Так вот Будапешт с друзьями брали,
В мае так к Рейхстагу подошли.
Доблестно тогда повоевали
И освободи полземли!

Так хотел на деда быть похожим,
От врагов Россию защищать.
И в боях он оказался тоже,
Чтобы планку высшую держать.

Так решил при СВО начале -
Воевать негоже без него!
Рвался он на фронт, да не пускали,
Но Марат добился своего!

В отпуск приезжал - он был контужен,
Перебита правая рука.
Но вернулся. Пацанам он нужен!
Нужен каждый день, наверняка!

Миссия ждала его большая
На тернистом воинском пути.
Уходил он вновь на фронт, не зная,
Что девчушку предстоит спасти!

Сын Руслан в Казани у Марата,
Девочку хотел удочерить.
Дочка б появилась у солдата!
Стал бы он двоих детей растить!

Только планам не осуществиться -
Ведь июньским днём погиб Марат.
Может сын, Руслан, отцом гордиться,
Это русской армии солдат!

Вынести его из зоны серой
Лишь спустя семь месяцев смогли.
Мать с сестрой живут сегодня с верой,
Что Марат их рядом. Не вдали.

Воины, что всех оберегают,
Там, на небе, за живых в мольбе...
О судьбе же девочки не знают,
Знали бы - забрали бы к себе!

Маша и медведь. Из детской сказки.
Но перекроит война сюжет.
Марта и медведь. В единой связке.
Даже если мишки больше нет...

Елена Ивченко ©


04.11.2025 г.


http://aftershock.news/?q=comment/19358268#comment-19358268



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.12.2025. Марта в честь Марата