Третье собрание преподобного Исаака Сирина

Нина Шендрик: литературный дневник


https://virtusetgloria.org/



Исаак Сирин.


Третье собрание преподобного Исаака Сирина
Предисловие


Силою Господа нашего Иисуса Христа начинаем переписывать третью часть мар Исхака


I. Мемра об иночестве и образе будущих вещей, который изображён в иночестве теми, кто истинно держится сего образа; а также сравнение того, что свойственно иночеству, с жительством, которое после воскресения


II. О чине тела, когда мы остаёмся одни, и о сдержанности внешних членов


III. Того же мар Исхака. О молитве: о том, как она связывает наш разум (re;y;nan) в Боге и делает так, что наша мысль прилепляется к размышлению о Нем; и о том, как посредством добродетельных движений, имеющих место в ней, она делает ум (mad;;) сильным против любви к мiру сему, от которой страсти.


IV. Того же мар Исхака. Мемра вторая о молитве: о том, какова подлинная молитва, бывающая в совершенстве разума (re;y;n;).


V. О творении и Боге


VI. Того же мар Исхака. Цель увещевания, соответствующая этому предмету; и о сладости суда Божия, и о цели промысла Его


VII. Того же мар Исхака. Молитва, которая пришла в движение от прозрений о сказанном и которая к великой цели. Временами в этой молитве обращается к созерцанию — и снова возвращается к молитве. И чу;дные движения приносит в светлом болезновании мысли в молитве о сем, которая совершается об этих великих в отношении нас.


VIII. Еще того же мар Исхака , посредством чего святые отделяются и освящаются, дабы обителью Духа Святого


IX. Того же мар Исхака. Совокупно о всех видах делания, бывающих в умной части : какова сила и действие, имеющаяся в каждой из них.


X. Молитвенный труд отшельников, составленный в ритмичных словах, в меру ограниченности понимания. Слова, сладостью своею восхищающие сердце, собирающие от блуждания в вещах земных, предназначенные для утешения отшельников, которые бывали заняты ими в ночные часы, после службы, дабы их тело освободилось от сна.


XI. Ещё, того же мар Исхака. О «Вы воскресли со Христом», которые изрёк божественный апостол. И о сей божественной жертве, которую святая Церковь совершает за живых и мёртвых ради надежды будущих . Сам составлен в ясной форме для некого мирянина, мужа верного, ради достоверности его надежды, который спросил: «В чём же видно в нас наше освящение и обновление, которое апостол обильно возвещает во всяком месте?»


XII. Ещё, увещевательное послание об отшельничестве, выдворяющем от людей; послание, которое было послано некому монаху, жаждущему утвердиться относительно отшельничества, и которое мар Исхак пишет ему, против помыслов его, — монаху, который спрашивал, нет ли порицания от Бога в отношении сего : чтобы предавать самого себя скорбям, в отшельничестве, — и в отношении готовности разума (tar;;;;), которую отшельничество испытывает ради сокровенных причин, которые у Бога. Послание мар Исхака.


XIII. Ещё, послание об обителях, в которые входят святые люди в умных (hawn;n;y;) движениях при шествии путём дома Божия


XVI. Его же


профиль удален Перевод, примечания: М. Г. Калинин, Е. В. Барский, Г. Кессель, А. Полховский, 2025.


Права на публикацию и распространение в сети интернет принадлежат Благотворительному фонду «Переводов христианского наследия» (www.virtusetgloria.org). Используемые в примечаниях к переводу сокращенные обозначения рукописей, изданий источников и литературы раскрываются в библиографии.



Другие статьи в литературном дневнике: