История
В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября.
Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г.
Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря.
Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу.
Лев Рыжов (1935–2002)
Лев Рыжов - наш современник. Господь дал ему удивительный художественный и поэтический дар. Лев Рыжов писал прекрасные картины на религиозные сюжеты, занимался иконописью. Его стихи нравились Борису Пастернаку.
Предлагаем вашему вниманию некоторые из его стихотворений. Подробнее познакомиться с творчеством этого замечательного художника кисти и слова вы можете в журнале "Ныне и присно" (№2 за 2004 г). А также в 2001 году в издательстве "Ковчег" выпущен небольшой сборник стихов Льва Рыжова "Россия открывает храмы...".
* * *
Молю, чтоб ввек не отлучила
Меня от веры во Христа
Ничья в подлунном мире сила,
Ничьи надменные уста.
Ни тьма тюрьмы, ни меч, ни пламя,
Ни высота, ни глубина,
И ни учений новых знамя,
Ни гром грозы, ни тишина,
Ни падших духов ложь и злоба,
Ни человеческая ложь,
Ни страх страданий или гроба,
Ни перед казнью лютой дрожь.
Ни все сребро и злато мира,
И ни безумных оргий шум,
Ни демоническая лира,
Ничей могучий, гордый ум.
Ни смерть моих друзей и братии,
Ни гибель близких мне святынь,
Ни океан людских проклятий,
Ни зной безжизненных пустынь.
Ни слезы жалостного стона,
Ни гнева царственная страсть,
И никакой приказ закона,
И никакая в мире власть.
Пусть никогда, ничто не сможет
Меня отринуть от Креста,
От веры в чудный Промысл Божий
И в милосердие Христа.
Милосердный Господь мой, не смею
Ничего у Тебя просить,
Ты меня возлюбил сильнее,
Чем себя я умею любить,
Всеблагую любовь Твою знаю,
И невольно смолкают уста,
И просить у Тебя не дерзаю
Ни отрады в скорбях, ни креста.
Пресвятой Твоей мудрости видны
Все печали и нужды мои —
Порази, накажи и воздвигни,
Низложи и опять подыми.
Я безмолвно немею, как мертвый,
Перед святостью судеб Твоих
И теперь приношу Тебе в жертву
Волю, жизнь и желанья мои.
Повергаясь пред Вышней десницей,
Доверяюсь, Господь мой, Тебе.
Научи меня. Спасе, молиться, —
Сам молись, Иисусе, во мне.
* * *
В этом горестном мире суровом,
Где бы ни был я, вижу везде
С головою в венце терновом
Русь, распятую на Кресте.
Наготу ее чистого тела
Приукрыли крылья зари,
В черном мареве месяц белый
Серафимом над ней горит.
Из пронзенного скорбью сердца
К Спасу мира молитва летит,
В ризе траурной Ангел смерти
На нее со слезами глядит.
Чернь слепая над нею глумится,
А она с прощеньем в глазах
Стонет раненой голубицей,
Провисая на ржавых гвоздях.
* * *
По ромашковому полю
Богородица идет,
В кротком сердце с тайной болью
Сына в мир Она несет.
Вся исполнясь упованья
На Всевышнего Творца,
Сына зрит Она страданья,
Боль тернового венца.
Свой провидя подвиг креcтный
И людских проклятий гул,
Сые Ее, Христос Небесный,
С верой к Матери прильнул.
Пред величием Всепетой
Васильком весь мир поник,
И сияет тихим светом
Всепречистой Девы Лик.
Лев Рыжов (1935–2002)
Художник Лев Рыжов (1935–2002)
inok.livejournal.com/
Богос
Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Новгородская)
Празднование
28 августа
История
Чудотворная икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во многих храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачен в царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на голове – царский венец. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «... мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1Кор.1:23-24,30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр.1:13-15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ней в 1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией» имеют своим первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую иконы. Празднование киевской иконе происходит 8 сентября, а новгородской – 15 августа.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.