Эль Мюрид - Разное

Дон Боррзини: литературный дневник

Стоит отметить, что само общество перестало воспринимать легитимность правящей касты. Набор признаков, по которым российские граждане готовы признавать тех или иных представителей власти элитой, категорически не совпадает с тем набором, который есть у реально правящей страной группы.


Как говорил Арестович (возможно, это не его слова): «народ сер, но мудр». И в этом смысле серость народа определяется его принятием нынешней «элиты», а мудрость - в ментальном несогласии с её правом править.


Мятеж Пригожина в этом смысле стал идеальным показателем легитимности действующей власти - она вообще не вызвала ни малейшего сочувствия ни у кого, а вошедшие в Ростов-на-Дону вооруженные люди были приняты местным населением буквально как освободители.


Сам мятеж в итоге не состоялся, но правящая каста должна была получить реальную картину отношения к себе. Правда, чтобы оценить эту картину, она должна обладать хоть каким-то интеллектом, но по всей видимости, в этом ей крупно повезло - он отсутствует, а значит, и оценивать нечего. Точнее, нечем.


/////////////


«Таким образом, ценностный контур элиты образуют понятия: деньги, власть и слава», — подчеркивается в отчете о результатах опроса.»


Набор качеств удручает. Элита - это социальная группа, обладающая проектом развития и доступом к ресурсам для его воплощения. Контрэлита обладает проектом, но не имеет ресурс. Антиэлита не имеет ни того, ни другого.


Однако российское население называет элитой людей, обладающих доступом к ресурсам, но не видит у нее никакого проекта развития. А потому и не называет его в качестве необходимого условия для того, чтобы считаться элитой.


Ну, а то что под элитой часть людей считает бомонд, это вообще за гранью любой понятийной системы.


Иначе говоря, в России элиты нет. Совсем. Есть люди, захватившие власть и удерживающие ее ради самой власти.


Рано или поздно, но такая ненормальная ситуация приведет к тому, что норму тем или иным образом придется восстанавливать.


(РБК:


Россияне назвали требования к элите и самые быстрые пути в нее попасть
Частью элиты в России делают прежде всего высокий доход, статусная родня и большая власть, считают участники опроса «Платформы». При этом большинство респондентов хотели бы, чтобы элиту отличали большой ум и таланты).


//////////////


В Европе за несколько последних лет образ России стал настолько токсичным в общественном восприятии, что Марин Ле Пен поспешила откреститься от нейтральной публикации о себе в твиттере МИД России.


Тут играет роль и второй тур выборов во Франции, но само по себе такое действие достаточно показательно.


В России по какой-то неясной причине полагают, что приход к власти или усиление позиций правых, консервативных или вообще ультра-националистических сил в Европе скажется на ослаблении враждебности, но скорее всего, не изменится ничего, просто поводы для новых конфликтов и основания изменятся. И только.


Вообще, наивность в отношении внешних факторов у нашей номенклатуры сродни слабоумию. Проблема не в плохих левых и правых европейцах и политиках. Проблема не в хитрых и безжалостных китайцах. Проблема вообще ни в ком-то еще. Исходная проблема России в том, что у нас отсутствует элита страны.


Люди, занимающие ее позицию и имеющие доступ к ресурсам, есть, а проекта национального развития нет.


Между тем наличие проекта и доступ к ресурсу для его реализации является необходимым условием для того, чтобы какую-то социальную группу называть элитой. Нет одного компонента - нет элиты.


Поэтому ни Запад, ни Восток, ни Юг не воспринимают российский нобилитет за равных. Отсюда и отношение между презрением, опасением и враждебностью. По сути, своими российские нувориши являются только для таких же мировых изгоев или маргиналов. Остальные либо враждебны, либо цинично пользуются клиническим кретинизмом кремлёвских.


Единственные изменения, которые могут привести к восстановлению роли и места России в мировом устройстве, находятся внутри России. Без новой правящей страты, соответствующей определению элиты, никакие внешние изменения не приведут ни к чему.


А эти - просто банкроты. Пытаться рассчитывать, что они изменятся, нет никакого смысла. У них был шанс, они его профукали. Второго раза не бывает.


//////////////


«Экспертное сообщество» отметилось очередным прекрасным. Нюанс в том, что за оборону страны (и объектов на ее территории) отвечает государство. НЛМК, конечно, должен как-то обшить сеткой или арматурой объекты на своей территории, но строго говоря, вопросы: почему на стратегические объекты в стране происходят нападения и налеты, нужно адресовать не ему, а государству. Какая вообще может быть своя собственная система ПВО у Новолипецкого меткомбината? «Эксперт» вообще понимает, что он несёт?


Вот когда мы окончательно скатимся в полноценный феодализм, тогда охрана и оборона вотчины станет делом поместного феодала. Но тогда встанет другой вопрос - а зачем нужно государство с неизбираемым вечно юным лидером в Кремле? «Зачем вы нам?» - спросил Джейме Ланистер у старого лорда Фрея.


И вот задача «экспертов» как раз и заключается в том, чтобы этот главный вопрос не прозвучал. Но делают они это крайне неуклюже, стоит признать.


Оборона страны от внешних угроз - это исключительная функция государства. Пока еще у нас нет частной армии (хотя частные карательные структуры и зондеркоманды уже активно создаются). Да и не потянет частник полноценную систему обороны, стоит это чудовищных денег.


Когда власть начинает свои зарубежные авантюры, она должна отдавать себе отчет в своей способности защитить страну. Если ее нет, то стоит крепко подумать, прежде чем брать чужую столицу за три дня.


Самое простое - это обсуждать зажравшихся капиталистов, не желающих потратить кровные на борьбу с врагами. Или жителей Белгородской области, не желающих самим тушить пожары от налетов, по какому поводу щедрое государство раздаёт им бесплатные огнетушители по одному на подворье. «Сами, всё сами»


Вопрос: а куда пошли налоги этих самых капиталистов и населения, в таком контексте почему-то не звучит. Нам годами дули в уши про перевооружение армии, про 80 процентов новейших типов и систем, про оружие на новых физических принципах и не имеющих аналогов, но по факту создать действующую систему ПВО как-то не сложилось. Потраченный на перевооружение триллион долларов визуально можно наблюдать только в виде мрачного серо-зеленого капища с фуражкой Гитлера. А все остальное, как всегда, доставалось с бездонных советских складов. Которые в итоге тоже оказались небезразмерными.


В общем, еще раз - оборона страны - это прерогатива государства. Кивать на частника - это крайне неуклюжая попытка переложить прямую ответственность с реальных виновников происходящего.


(Telegram.BRIEF:


Военный эксперт Владислав Шурыгин:
— Сегодня атаковали Новолипецкий металлургический. Никакой системы ПВО у него не было. Видимо, хозяевам завода проще тратить миллионы на восстановление, чем организовать его защиту. Хорошо, что прилетело семь БПЛА, прилетело бы…)


//////////////


И на низовом уровне парадигма та же самая - нужно еще больше людей. И еще больше. И тогда мы победим. Но это не точно.


Люди в такой парадигме - это просто патроны и снаряды. Одноразовый инструмент. Выстрелил - везите еще.


Абсолютно характерная российская стратегия забрасывать противника трупами. Главное, чтобы у противника люди закончились раньше.


Здесь можно включить историзм и попытаться понять, почему эта черта российской политики (не только военной, кстати) - тотальное равнодушие к потерям и цене решения задачи, но важно, наверное, то, что эта черта является традиционной и вшита в ментальность российской системы управления.


Однако каким бы ни был огромным ресурс, он всегда исчерпаем. И люди в России тоже начинают заканчиваться. Кроме того, еще одной характерной российской чертой является полное отстранение общества от власти, чему власть даже рада. Но у такого положения дел есть оборотная сторона. Можно произносить тост за Россию и ронять слезу на ее березки, но вот идти умирать за нее по приказу начальства желающих всегда было мало. Поэтому власть всегда была озабочена созданием системы принуждения, чем системы убеждения.


У нынешней власти и здесь засада. Хотя в стране развернут террор против народа, он безвекторный. Он по сути, является насилием ради насилия, смысл которого - удерживать власть ради власти. Никакой полезной работы такой террор не производит. Что означает - у государства практически нет структур деятельного принуждения. Даже если что-то нужно позарез, существующие структуры насилия не способны это организовать. Пример с провалившейся мобилизацией прекрасно демонстрирует это. Власть вынужденно идет на чудовищно затратный наемнический тип комплектования армии (и, кстати, сильно небезопасный, так как наёмники - это люди довольно неустойчивые и в случае критической ситуации могут повести себя прямо противоположным образом планируемому. Генуэзские наемники зарезали хана Мамая после его поражения, наемники Пригожина пошли на Москву - в общем, так себе идея). Но режим вынужден создавать наемническую армию, так как мобилизационная система развалена и создавать ее просто не на что.


И здесь «военкор» прав - ресурс желающих наниматься даже за деньги подходит к концу. Проблему пытаются решать за очень большие деньги, повышая выплаты, но предел все равно наступит. Большая часть населения страны не пойдет умирать ни за какие деньги.


Отсюда и предложение - максимально использовать еще живых военных, чтобы добиться успеха. А потом - для этих военных не будет никакого потом. В лучшем случае выжившие вернутся обратно в свое маргинальное состояние, в худшем - погибнут или станут калеками. Подобные пустяки мало заботили власть во все времена.


(Telegram.BRIEF:


Военкор Святослав Голиков в своем канале “Филолог в засаде» пишет:


Численность наших сил в принципе не соответствует задачам ведения активных наступательных действий. Качество личного состава местами не намного лучше, как в пополнениях, так и среди старослужащих…)


///////////////


Возвращение более чем на полвека назад - вполне достойный выход из санкционной ловушки. Санкции накладывали на кризисную, но индустриальную страну. А мы делаем финт и превращаемся в мануфактурную артельную экономику, и санкции нам нипочем. Бартер - это самый примитивный товарообмен. Даже камешки со стекляшками и то продвинутее, там появляется хоть какой-то эквивалент стоимости.


«Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причём вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл, в этом наша стратегия.»


(Telegram.BRIEF:


Премьер-министр Пакистана заявил, пришло время преодолеть банковские проблемы и рассчитываться с Россией бартером как в 1950—1960-е годы страна рассчитывалась с Советским Союзом).


///////////////


Осталось понять: наилучший для кого? Китай за просто так получил вассала, который буквально навязывается и клянчит, выпрашивая внимание. А что получил вассал, кроме хозяина?


(Telegram.ТАСС:


Российско-китайские отношения переживают сейчас наилучший период в своей истории, заявил Путин).



Другие статьи в литературном дневнике: