***

Чепушинки: литературный дневник

Т.з., что фантастика = отдельное направление в литературе (и даже более того -- что есть "фантастика вообще", не научная и не социальная, а просто любые книги "про неправду") возникло в нулевые из-за идиотской политики издательств (в частности, изд-ва АСТ). Они не умели как след. позиционировать издаваемые ими книги (напр., НФ и фэнтези). Мартина и Сапковского стоило бы подавать под соусом "Вас задолбали эльфы и драконы? Хочется чего-н. помейнстримнее? Вот вам "фэнтезийный реализм", почти наш мир и почти ист. роман, с элементами психологической прозы!" А подавалось -- как "классическая фэнтазь", практически наследие Толкина и Льюиса. Неудивительно, что выросло поколение, не слышавшее о настоящей классической фэнтези, и всерьез принимавшее за нее всякие новоделы...


#фантакте_вкантакте


Фантастика как разновидность боллитры (еще точнее -- психологической прозы); не НФ, а... вот именно что "фантастика вообще". Была ли она? Была. Это Саймак, отчасти Силверберг, Желязны -- в лучших своих вещах. Брэд... хотя нет, Брэдбери все-таки СФ. Как Стругацкие. У него футурология, а у названных выше -- нет (разве что для антуражу).
Есть ли это направление сейчас? Нет -- его поглотили фэнтези и так называемый "вирд" (очень трудно перевести, ну пусть будет сюрреалистический роман). Согласитесь, сейчас как-то странно ждать от фантаста, что он будет писать в духе "Города" и "Пересадочной станции". НФ вернулась к тому, с чего начиналась: к "твердой" научности (все эти романы про космос, Рейнольдс и иже с ним).
Отдельно надо сказать о многочисленных "-панках" и урбанистическом псевдохорроре (Дивов). Ни то. ни то -- не "фантастика вообще", т.е., не "книги про неправду". Неправда здесь инструмент, если угодно, язык, которым авторы высказывают свои идеи. А так-то киберпанк и творчество Дивова ближе к б о е в и к у. У боевика свои законы (в т.ч. -- что можно использовать фантдопущение, но в м е р у. "Универсальный солдат" все же не "фильм про неправду"... ы? Да и "Терминатор" в нач. 90-х так не воспринимался. А уж как я злился, когда узнал, что в "Бэтмен возвращается" -- фантастический антагонист... Ведь Джокер-то, черт побери, был просто человеком!)
Т.о.:
- фэнтези -- это сказка (а к сказке, как я уже писал выше, в принципе сводима любая художественная литература. Кроме гиперреализма и бытовухи)
- вирд -- это постмодернизм\сюрреализм, т.е., тоже нечто, непохожее на "фантастику вообще". ФД в этом жанре разрешено, но... как бы так сказать... блюдет свое место и не претендует на лишнее
- боевик -- а вот тут как раз имеем гиперреализм, чернуху и бытовуху (с одной стороны), и ИНОГДА, если СТИЛИСТИЧЕСКИ не выпирает -- ФД (с другой). Уловили, да?.. Стилистически. ; Т.е., как я уже написал, это одно из многих средств языка писателя. Для боевика наличие ФД не яв. определяющим, и вообще приближается к символу (как символом были эльфы Толкина).
ИТОГО: три "общефантастических" жанра, к. таки выходят за рамки "фантастики вообще" (она же -- "про неправду").


Продолжение? Будет.



Другие статьи в литературном дневнике: