***
Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий?
Опубликовано: 21.12.2017 Основы буддизма Natalya
Круговорот страданий
Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.
Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».
Содержание:
Бхавачакра
История символа и его значение
Сансара в буддизме
Три умственных яда
12 нидан
Как выйти из круговорота страданий
Закон Сансары
Символизм
Заключение
Бхавачакра
Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.
Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.
История символа и его значение
Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.
В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.
дерево Бодхи
Сансара в буддизме
Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.
Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.
Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.
Три умственных яда
Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:
петух, олицетворяющий наши желания;
змея, которая означает ненависть;
свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.
Каждый из пороков имеет свои последствия:
Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.
Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.
Петух, змея, свинья
12 нидан
Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.
Цепь страданий человека:
Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.
Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.
По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.
божество
Как выйти из круговорота страданий
Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.
В градации живых существ эта форма располагается посредине:
Боги;
Полубоги;
Люди;
Животные;
Духи умерших;
Обитатели Ада.
Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.
Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.
лестница к свету
Закон сансары
Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:
Спасение жизни человека или любого живого существа.
Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
Доброжелательность и вежливость в общении.
Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
Проявление сострадания к окружающим.
Любовь к людям и живым существам.
Саморазвитие и стремление к познанию.
Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.
Символизм
Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.
8 спиц колеса
В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.
Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.
Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.
Другие статьи в литературном дневнике: