***Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное. При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное. С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.
Но если все-таки приключалась такая незадача, что дежа «портилась», то в этом случае прибегали к особым обрядам для того, чтобы восстановить ее былые свойства. Например, окурив освященными травами, кадку переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз. Другой способ заключался в том, что хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: «Буду бить снова, если не исправишься!». Таковая угроза признавалась действенной для того, чтобы «приструнить» кадушку. Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.
Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как то, что квашня таким образом «исповедуется», в других – что «говеет», в третьих – что «отдыхает», в четвертых – что «торгует» или «идет на базар» и т.д. Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки. Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору. Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.
Славянская свадьба: какую роль в ней играла кадка-квашня? Хлебная кадушка, называемая в народе квашней, дежой, воспринималась нашими предками как живая, одушевленная и притом олицетворявшая женское лоно и связанная с процессом рождения хлеба как аналога рождения человека. Именно поэтому ей отводилась ответственная роль в старинных свадебных обрядах. В ряде мест было принято усаживать на квашню, покрытую овечьим кожухом, жениха с невестой. Это считалось символом их будущего счастья, материального благополучия и многодетности семьи. Широкое распространение имел обычай свадебного обряжения невесты, посаженной на хлебную кадушку, точнее, причесывания и надевания женского головного убора взамен девичьего.
В некоторых регионах причесанную к венчанью невесту подружка или дружка обводили вокруг стола и подводили к деже: если честь ее девичья была незапятнанна, то она могла сесть на кадку, в противном случае должна была довольствоваться в качестве сиденья табуретом, который на всякий случай держали поблизости. Вообще в невестинских испытательных обрядах квашне отводилась очень важная роль. В белорусском Полесье, например, входя впервые в дом жениха, невеста должна была наступить правой ногой (или даже обеими) на перевернутую дежу, покрытую рушником или домотканым полотном, которая выставлялась в воротах, во дворе или на пороге дома. Считалось, что это является подтверждением невинности девушки. Если же она не уберегла девственность до свадьбы, то должна была обойти кадку или перепрыгнуть через нее. Попытка «перехитрить» дежу, то есть ступить на нее, не имея на то права, признавалась грехом с далеко идущими последствиями.
Хлебную кадушку славяне ставили перед входом в комнату, где молодым предстояло провести первую брачную ночь – как символ плодородия. А иногда она выполняла еще более удивительную роль. Сват в доме невесты застилал скатертью дежу, покрытую крышкой, и насыпал на нее ржаные зерна. Девушка в подтверждение своей «честности» должна была встать на скатерть и в присутствии всех, то есть публично переменить исподнее и одежду на новые. Это символизировало новое рождение ее в доме будущего мужа. * * * С другой – ей отводилась роль благословительницы будущего счастья и безбедного существования молодоженов. А все потому, что считали этот предмет не просто кухонной утварью, а живым и одушевленным, обладающим немалой чудесной силой. источник Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Стол — предмет особого почитания у славян.
Впрочем, в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши и Словакии известны были и другие виды СТОЛОВ: СТОЛ - скрыня, глиняный СТОЛ и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т.д. СТОЛ, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома СТОЛ обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства СТОЛА, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губернии купленных кур вертели вокруг ножки СТОЛА, приговаривая: «Как СТОЛ от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение СТОЛА становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон. Символическое осмысление СТОЛА в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол — это престол» и «стол — это ладонь Божья» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния).
«Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Постоянное пребывание хлеба на СТОЛЕ должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по СТОЛУ, ибо СТОЛ — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же СТОЛ называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы. (ср., также, ЕДА- жратва, Жертвоприношение) В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за СТОЛ, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь». В Харьковской губернии на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг СТОЛА или сидели за СТОЛОМ. По-видимому, соотнесение с раем СТОЛА объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».
«Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за СТОЛА на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за СТОЛА, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников. Символика СТОЛА у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь: «целует домашний СТОЛ: если предстоит дальний путь, он целует средину СТОЛА, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование СТОЛА делается и по возвращении с пути». Место, занимаемое за СТОЛОМ, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре . Лит.: А.Л.Топорков . Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Квадрат Малевича под рентгеном :)
Автор - -Ю_РА- . Это цитата этого сообщения
- Доктор, меня постоянно мучают сексуальные фантазии. На чтобы я не посмотрел, всё связано с сексом. Доктор достаёт из стола изображение квадрата и спрашивает мужика, что он видит. Тот отвечает: - Это окно в комнату. Там мужчина и женщина занимаются сексом. Доктор закрашивает квадрат чёрным маркером и спрашивает мужика, а сейчас, что он видит. - Это окно в комнату. Там мужчина и женщина занимаются сексом. Доктор: - Это же другой квадрат?!. Мужик: - Тот же!.. они свет выключили Сильный ритуал ТРИ СВЕЧИ - Явь, Навь, Правь
Сильный ритуал ТРИ СВЕЧИ Ритуал прост. Все в нашем мире состоит из Прави, Яви и Нави. На Высшем Небе Правь – это чистое золотое сияние Божества (Род), Явь – высший или истинный Свет (Сварог), Навь – высшая или истинная Тьма (Велес). В нашем физическом мире и Правь и Явь и Навь удалены от истока, а, следовательно, искажены, поэтому не действуют так быстро, как хотелось бы. Для снятия искажений поступаем так. Берем три свечи (желательно восковые, древние славяне знают пчеловодство уже несколько тысяч лет). Сначала зажигаем серединную: «Зажигаю свечу Абсолютному Наивысшему Неизреченному Абсолютному Божеству Роду всевышнему для очищения Прави». Потом зажигаем свечу слева от центральной: «Зажигаю свечу Абсолютному Наивысшему Неизреченному Абсолютному Божеству и Владыке Нави Велесу для очищения Нави».
«Зажигаю свечу Абсолютному Наивысшему Неизреченному Абсолютному Божеству и Владыке Яви Сварогу для очищения Яви». Когда свечи догорят и сами погаснут, остатки надо выбросить в текущую воду. Этот порядок свечей исполнен по порядку возникновения начал: «Из Прави родилась Навь, Из Нави родилась Явь». Есть и другая последовательность – в порядке соприкосновения человека с этими реальностями (Явь(бодрствование) - Навь(сон) - Правь(Высшее небо за порогом сна)). Результаты ритуала превосходят все ожидания. Самая последняя, кто прибег к этому ритуалу, была женщина, у которой свыше трех лет не получалось продать дом. После исполнения этого ритуала утром, в этот же день вечером пришел покупатель. Кстати, на воске свечей вылились интересные формы. Это и есть способ работы одновременно с тремя силами, составляющими Проявление Абсолютного, принцип которого древние народы выражали трезубцем. Свечи во время обряда могут стоять как в ряд, так и в углах мысленно нарисованного равностороннего треугольника. У знаний нет потолка, а у невежества нет дна.
У знаний нет потолка, а у невежества нет дна. ; Есть лишь люди, которые на данном этапе своего эволюционного развития способны помочь решить вашу текущую задачу. Всё. ; Плюс такие люди никогда не станут разговаривать с вами с позиции своей избранности. ; Они понимают, что разница между вами состоит лишь в том, что ВЫ пока не раскрыли весь свой потенциал. Всё. ; Такие люди пашут над собой как трактора, да ещё и по хлеще чем «простые смертные». Им вообще фиолетово как их называют и что о них думают. ; Попытки же всех остальных объявить о своей принадлежности к избранному кругу, являются ничем иным как желанием самоутвердиться за счёт других, подпитать свои эго, гордыню и значимость. А атрибуты, которыми они себя окружают, служат для того, чтобы придавать им в этом уверенности. Всё. ; Не позволяйте никому и никогда подрывать веру в себя и в свои способности. Благодарите за знания, помощь, поддержку и идите дальше, своей, никому кроме вас не известной дорогой. В этом вся суть, соль и удовольствие. ; У знаний НЕТ потолка, а у невежества НЕТ дна. Алексей Белих
© Copyright: Оксана Мурзина, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|