Капнист. Билет в один конец. Не-цитатное.
Ну-с, начнем, благословясь.
Как и всякий театр, "Эрмитаж" начинается с вешалки. Впрочем, вешалка в конце сезона неактуальна. Пройдем мимо и оглядимся вокруг. Уютно по-домашнему (не камерно - камерность предусматривает некую строгость и, возможно даже чопорность). Шаги не слышны, поглощаемые ковролином. Стены - в фотографиях актеров, режиссеров и прочего театрального люда. Но маленький штрих: обоями под фото - черновики сценариев, чертежи пространств, - и стены оживают. Только что здесь велось бурное обсуждение нового спектакля, просчитавались движения и реплики, выверялись музыка и ремарки. Впрочем, почему велось? Оно и сейчас - за полчаса до начала спектакля, ведется: там, за дверьми, ведущими в зал, слышны голоса и звуки струнных. Не будем мешать актерам, посмотрим, что еще здесь есть. А есть декорации - настоящие, живые - к спектаклям, которые здесь играют. К ним можно прикоснуться - и зарядиться театральной атмосферой: почувствовать ход времени, глядя на старинные часы без стрелок на циферблате; увидеть свой Путь в золотых глазах Будды(или - в красном кресте кареты "желтого дома"); услышать скрип пера по бумаге, подойдя к старинному бюро...
Звонок. Пора. В иное измерение - в пространство Давида Боровского.
Пространство Чёрной Сцены, как черной дыры (оставленной погасшей когда-то звездой), где время застывает, а координаты смещаются. Пространство, затягивающее тебя с силой, преодолевающей гравитацию. И глядя на эту сцену, понимаешь, что купил билет в один конец. Возврата не будет. Театр поглотил тебя.
Вспоминаешь "театральные уроки" Бояджиева...
Испанское Возрождение. Lоа...
Ливрейный слуга Commedia dell'arte...
"Говорящие фамилии" русского классического театра...
Возможно ли - смешение такое?
Возможно.
Вечные темы. Для страны нашей многострадальной - вечные.
И ненавязчивость стихотворной комедии не делает их неактуальными. И даже ребенку понятно, над чем смеется сквозь слёзы многострадальный пиит.
Фейерия. Блеск. Взрыв эмоций. И - катарсис. Вот что главное в театре - от момента его сотворения.
Некоторые забывают. Сворачивая театр до банального зрелища. Зрелища низкопробного, с откровенно халтурной работой актеров, с микрофонами и динамиками, с заедающими фонограммами.
В пространстве Боровского фальшь невозможна. Пространство не простит и жестоко накажет.
Мдя... Взгляд в золотые глаза Будды был явно лишним...
От себя хочу добавить, что в моем "Капнисте" было на два актера больше.
И какое это диво - для сумасшедшего театрала вроде меня - смотреть на Михаила Левитина, скромно прислонившегося к косяку запасного выхода, и проговаривающего вместе с актерами ВЕСЬ текст пьесы. Его глаза, его жесты, его поглощенность действом... Непередаваемо! Это нужно снимать на камеру - получился бы хороший фильм - искренний и простой. Азох ун вэй!
Второе диво - православный священник, сидевший впереди меня. Удивительно непосредственный, добрый и милый человек...
Ну, а для тех, кто решит, что я, глядя на этих "актеров", не видел спектакля...
Скажите ("государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили") Василь Васильевичу, что обручальное кольцо надобно с левой ручки сымать, а не с правой.
И чайничек... ассоциативный разум сразу нарисовал кадр из фильма "Человек с ружьем"... великолепно, ей-Богу!
Спасибо И.В. - за билет в один конец.
Другие статьи в литературном дневнике: