Заметки о современной литературе - 2.
Понравился ли кому-нибудь "Мост через вечность" Ричарда Баха? Мне честно говоря начала приедаться его назидательность, притчеподобная форма произведений. Наивная философия, хотя увлечь он умеет. Своей простотой он с каждым он найдет общий язык. Но это общая черта американских романистов, и в этом столь же преуспели и Кен Кизи, и Сол Беллоу, и Сэлинджер, и Эдгар Доктороу, да и Харпер Ли тоже, которые все же более содержательны. Но морально он очень верен себе и большинство его взглядов просто непогрешимы с эстетической точки зрения, особенно, что касается Войны, организованных религий, брака и семейных отношений...
прочитал Пола Теру - "моя другая жизнь": роман о писательской жизни в духе причитаний Баха, местами, Джозефа Хеллера - портрета художника в старости или романа Голодинга "Бумажные люди".
Кортасара: романы "Выигрыши" и "62: модель для сборки", первый необычен сюжетом с пустотой в конце, с ощущением обмана. Второй роман отпочковался от эпохальной "Игры в классики" - жесть, можно читать в любом порядке, сюжет строится вне зависимости от порядка прочтения!
Цикл Итало Кальвино "Наши предки" - "Раздвоенный виконт", "Барон на дереве", "Несуществующий рыцарь" - ранние произведения не столь откровенно постмодернистичны, как, скажем, "Если однажды зимней ночью путник", но его талант засверкал для меня новыми гранями: отличный бытописатель, атмсоферно, своеобразное мифотворчество, чудесное в обыденном, причем, ничуть не хуже, чем у любимого всеми Маркеса. Только более утонченно. В "Несуществующем рыцаре" уже начинаются специфические игры с читателем, обсуждение самой истории, перемещение позиции рассказчика, море условностей. Открытие для меня.
Кстати всем рекомендую Каннингема "дом на краю мира" - история о повзрослевшем герое "Над пропастью во ржи", очень трогательно, на уровне. Печальная история поколения после Вудстока, живущего мертвыми идеалами. Очень сильно. Кальвино, на мой взгляд, очень хорош, причем имя его незаслуженно умалчивается что ли. Его я еще не всего прочитал, но такой степени разрушения типичных отношений автор-читатель, как "Если однажды зимней ночью..." - надо поискать, ведь автор обращается к нам на ты, рассказывает нам историю о нас самих, анализируя и сам процесс чтения. И сюжета у книги не остается вообще, за этими уловками и увиливании и подсовываниями нам обрывков, незаконченных историй и историй их появления.
Во-многом он предвосхитил и появление такого умеренного постмодерниста, как Зюскинд, с его историзмом. Взять того же "барона на дереве".
Из античных произведений: Я только что дочитал "Эфиопику" Гелиодора. Накрученный роман, неплохо подошел бы для какого-нибудь блокбастера в качестве сценария. А вот два другие романа в собрании собрании "Левкиппа и Клитофонт" Ахила Татия и "Дафнис и Хлоя" Лонга, если и поражают, то несвойственной для нашего времени откровенностью.
Другие статьи в литературном дневнике: