Заметки о современной литературе - 3.

Иван Азаров: литературный дневник

Прочитал антологию Х.Л. Борхеса и А.Б. Касареса "Книга Небес и Ада" - собрание в одном томе разнообразнейших верований, коротких изречений, философских эссе относительно загробной жизни. Христианство, ислам, буддизм, древние греки, римляне, индейцы и скептический взгляд философов более современных. Короткие отрывки, цитаты. Часть ссылок, правда, выдумана, что придает книге дополнительное очарование игры с читателем в прятки или загадки. В принципе произведение отлично вписывается в контекст их совместных работ: "образцовое убийство", "6 загадок для доно Исидро Пароди", сценариев, еще удачнее в контекст совместных подборок-антологий, таких, как, книга выдуманных существ или собрание коротких и необычайных историй.
После прочтение появилось стойкое желание прочесть целиком сочинения Сведенборга, слишком шокирующими мне показались его представления о Рае и Аде.
Да, вообще, здесь роль Борхеса была все-таки гораздо больше. Он у нас Главный Библиотекарь, в прямом и переносном смысле. Этакий коллекционер. Именно его привлекала форма короткого рассказа, фактически скупого плана, фабулы вместо повествования, а Касарес здесь не более, чем робкий ученик, перенимающий опыт учителя, его вкусы. Именно Борхеса привлекали идеи повторения во времени одних и тех же сюжетов, он был готов упрощать до потери смысла лишь бы найти это общее у разных авторов, что бы лишний раз подтвердило его идеи. Может, кто-нибудь читал эти антологии?


Теперь дошли руки до антологии Х.Л. Борхеса и А.Б. Касареса "Собрание коротких и необычайных историй", которая частично пересекается с предыдущей антологией общими сюжетами. Формат этого произведения предусматривал появление лишь коротких оригинальных рассказов, заметок по возможности с каким-то философским оттенком, трансцендентным смыслом. Опять же составители не стали ограничиваться рамками одной страны, одной культуры или одного языка. Они составили достаточно объемлющую картину, может быть, и в ущерб подробности. Хотя о какой подробности может идти речь, если все инициативы исходят от самих составителей.
В собрания попали отрывки из произведений и целые произведения Кафки, Цицерона, Готорна, Тысячи и одной ночи, Плутарха, Сведенборга, Моэма, Валери, Бубера и многих других авторов, причем немалую долю среди них составляют китайские и арабские авторы. Иногда господа составители пытались протащить одну мысль о происхождении схожих сюжетов независимо у разных авторов. Например, подряд идут две истории о том, как полководцы не следили за сражением, а предавались игре в шахматы, а ход битвы тек как раз по подобию игры в шахматы самостоятельно. Или два отрывка вначале, рассказывающие о том, что жизнь восточных людоедов заключена в чем-то постороннем и маловажном, в результате открытия важной тайны они и терпят гибель. Можно вспомнить и нашего Кащея, кстати. Традиционно Борхес уделяет огромное внимание и северогерманским мифам. Вообще, я бы с легкостью поверил, что Борхес выдумал все написанное сам от начала и до конца, если бы сноски и комментарии не свидетельствовали об обратном. Настолько предствленная книга напоминает его собственные книги...


Прочитал Кортасара "Игру в классики" - основной труд писателя, произведение очень сложное, эпатирующее своей структурой, формой, исполнением. Так читать можно разными способами: по-порядку следования страниц и следуя порядку указанному вначале книги. При использовании первого способа, остаются лишние главы. Второй слегка провокационен. Я прочитал обеими. Кстати, не только интересно как образец интеллектуального постмодернизма, но и свойственной писателю манерой создавать яркие сообщества контактирующих людей. Небольшая зарисовка и клуб, знакомства встают у нас перед глазами.
И еще прочитал менее известные, чем все прочие пьесы Шекспира: "Кориолан", "Перикл", "Тимон Афинский", "Цимбелин".



Другие статьи в литературном дневнике: