Заметки о современной литерартуре - 11. Чак Паланик.

Иван Азаров: литературный дневник

До своего сплава по речке Великой от Юшково вниз по озерам я также прочитал несколько книг. Одной из них был роман уже не раз обсуждавшегося мной Чака Паланика «Невидимки». Я не собираюсь вдаваться в подробности сюжета, поскольку некоторым это может испортить колоссальное удовольствие от прочтения. Сюжет для Паланика предмет непосредственной обработки при помощи художественного чутья, сюжет получается завораживающим, но главное не это. Причудливые повороты сюжетных линий становятся для него самоцелью. Однако не в той мере, как это бывает у постмодернистов, вроде Борхеса в Загадках для Дона Исидора Пароди. И опять же его интересует не структура произведения, как Кортасара в «Игре в классики» и «Модели для сборки». Его цель местами, будто, заставить сюжет конвульсивно содрогаться в поиске новых направлений развития. Паланик достигает необыкновенных высот в искусстве поиска нестандартных решений, в искусстве делать сюрпризы для читателя.
Как и все у этого классика современности роман полон крови, медицинских подробностей, жестких сцен. Ради чего делает это Паланик с тщательностью художника или хирурга, препарируя действительность? Может, для того что немного отрезвить читателя, который пресытился интеллектуальной сухостью поколений постмодернистов, у которых от реальности остались лишь книжные корешки. Насмехаясь над изысканностью и сложностью, он рубит с плеча. Он нарочито схематичен и груб. Быть может, только для того, чтобы встать в оппозицию, существующим нормам.
Роман кровав, но интонация автора не истеричная. Он констатирует, а не вопиет. И именно таким способом он начинает рассказывать о любви, которая является, пожалуй, единственным абсолютом его романа, единственной точкой отсчета для большинства героев. Герои же эти меняют свой облик по тем или иным причинам. И своим глазам при этом верить нельзя. И если молодое поколение меняет себя по собственному желанию, убегая от комфортабельной жизни, от предсказуемости, идя вопреки всему, то старшее поколение в романе Паланика, наоборот, стремится к безопасной приятной жизни, идут на поводу у принятых норм, и они тоже искажуют свою сущность надеваемыми масками…
Главные герои делают вид, что заинтересованы покупкой домов и, осматривая, дом заходят, в ванну, где многие пожилые люди держат кучу гормональных препаратов. Они обворовывают хозяев, а затем сбываю препараты в качестве наркотиков подросткам.
В романе родственники, общаясь друг с другом не узнают, с кем они имеют дело. Мир людей, чьи лица закрыты вуалями. Один из самых сильных романов Паланика.



Другие статьи в литературном дневнике: