Заметки о современной литературе - 15.

Иван Азаров: литературный дневник

Всем рекомендую "Стужу" Томаса Бернхарда. Второй великий, на мой взгляд, австриец после Кафки, понятное дело. И чем-то на него похож, абсолютным смыслом своих высказываний, их абсурдностью, трансцендентностью их смысла. Ну и Бернхард был неимоверным скандалистом, как в писательстве, так и в выступлениях на публике. Позволю себе небольшую цитату об интеллигенции от искусства, высказанную главным героем романа: "все это искусствопускание, эта богемогамия, это всеобщее художественное тошнотворство - все это всегда отталкивало меня <...> художники, артисты - дети превратности, эдемского бесстыдства, это баловни разврата; все эти художники, писатели, музыканты - вселенские рекруты онанизма, самие мерзкие ее конвульсанты, ее язвенные отметины, ее гноероды<...> Разве это не орды шутов, отбросов общества? Художники - однояйцевые близнецы лицемерия, двойняшки низости, санкционированной эксплуатации, самой грандиозной в мире".
Его героям принадлежит мысль о том, что война - это, воистину, третий пол человечества... В общем, всем рекомендую.


Я не особенно разбираю, кто автор по национальности, и на каком языке он пишет, просто читаю. Неплохой роман прочел недавно "История мира в 10,5 главах", Джулиана Барнса. Выдержан в постмодернистском стиле, написано в предисловии, что один из первых принесших стилю известность и популярность, на мой взгляд, для писателя, родившегося в сороковых годах это перебор. А в целом роман устроен, как сочетание нескольких отчетливо не связанных между собой глав с некоторыми нитями, переплетениями, общими идеяи, но скорее в плане интуитивном, нежели в, действительно, философском. В одной главе - история Ноя и Ковчега с точки зрения древесных червей. Его политика чистых от нечистых. В другой главе - захват корабля террористами и то же разделение ими пассажиров по национальному признаку: кто их правительству навредил, а кто нет.
В другой главе - суд над древесными червями, обвиняемыми в разрушении трона епископа и подточении балок церкви.
Восхождении одной госпожи в девятнадцатом веке на Арарат с целью отыскать ковчег, а затем нахождение ее останков астронавтом, которому бог, когда тот был на луне, приказал отыскать ковчег.
О сне про рай, о сути любви, о съемках картины про двух пасторов и индейцев, воспринимающих все всерьез и по сюжету губящего одного из актеров.
О картине про корабль, потерпевший бедствие. Интересный роман, проверяет читателя на предмет качества его ассоциативного, нелогичного мышления.
От Барнса у меня знаете какое ощущение возникло, будто он пошел по слишком широкой дуге и под конец не сумел развернуться и придти в исходную точку...
По-моему, конечно общие нити есть, но они не очень прочно скрепляют произведение, которое совсем не смотрится, если будет лишь системой независимых новелл.


Мартин Сутер "Small world" - конечно попытка слепить сценарий, но роман получился интересным,тонким, со всякими там идеями преемственности, параллелями:
как Симона бросает Урса -> и жена бросает незадолго до этого Томаса,
Розмари Хауг обращается к доктору -> аналогично поступает Симона,
Розмари и сам Ланг -> Эльвира и Шеллер, и как ведь забавно получается ведь Урс - сын Томаса от первой жены - возлюбленной Конрада. Да и потом эта идея погружения в прошлое с забвением еще совсем недавно прошедших событий и раскрытие неприглядных тайн очень интересна. Да и трепетное отношение Эльвиры к старинным фотографиям...




Другие статьи в литературном дневнике: