Заметки о современной литературе - 15.Всем рекомендую "Стужу" Томаса Бернхарда. Второй великий, на мой взгляд, австриец после Кафки, понятное дело. И чем-то на него похож, абсолютным смыслом своих высказываний, их абсурдностью, трансцендентностью их смысла. Ну и Бернхард был неимоверным скандалистом, как в писательстве, так и в выступлениях на публике. Позволю себе небольшую цитату об интеллигенции от искусства, высказанную главным героем романа: "все это искусствопускание, эта богемогамия, это всеобщее художественное тошнотворство - все это всегда отталкивало меня <...> художники, артисты - дети превратности, эдемского бесстыдства, это баловни разврата; все эти художники, писатели, музыканты - вселенские рекруты онанизма, самие мерзкие ее конвульсанты, ее язвенные отметины, ее гноероды<...> Разве это не орды шутов, отбросов общества? Художники - однояйцевые близнецы лицемерия, двойняшки низости, санкционированной эксплуатации, самой грандиозной в мире". Я не особенно разбираю, кто автор по национальности, и на каком языке он пишет, просто читаю. Неплохой роман прочел недавно "История мира в 10,5 главах", Джулиана Барнса. Выдержан в постмодернистском стиле, написано в предисловии, что один из первых принесших стилю известность и популярность, на мой взгляд, для писателя, родившегося в сороковых годах это перебор. А в целом роман устроен, как сочетание нескольких отчетливо не связанных между собой глав с некоторыми нитями, переплетениями, общими идеяи, но скорее в плане интуитивном, нежели в, действительно, философском. В одной главе - история Ноя и Ковчега с точки зрения древесных червей. Его политика чистых от нечистых. В другой главе - захват корабля террористами и то же разделение ими пассажиров по национальному признаку: кто их правительству навредил, а кто нет. Мартин Сутер "Small world" - конечно попытка слепить сценарий, но роман получился интересным,тонким, со всякими там идеями преемственности, параллелями:
© Copyright: Иван Азаров, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|