Моралофаги на службе легальному контенту.

Иван Азаров: литературный дневник

Из всего сонма обезличенных спорщиков со всего рунета меня мало кто раздражает так сильно, как делают это непримиримые сторонники легального контента во всех его проявлениях...
Они не ощущают особого удовольствия только от того, что бы сообщить о собственных принципиальных взглядах на эту проблему, пусть даже и неоднократно. Вершина наслаждения для них -- это со всей высоты безукоризненной правоты обрушиться праведным гневом на любого отступника от их идеалов. Подлинное лицо этих поборников нравственности описывается одним словом, о точном значении которого я никогда не справлялся, но не думаю, что я ошибусь в данном случае, назвав их моралофагами. То есть людьми, в буквальном смысле, живущими непрошеными наставлениями и нравоучениями в адрес других. Им доставляет патологическую радость чужое, по их мнению, несовершенство и, соответственно, представившаяся им возможность поправить, попрать и унизить собеседника. Их стиль зиждется на пафосе искреннего удивления от чьего-то поступка, значение которого они старательно как раз сами и преувеличивали. Это их фирменная черта всё преувеличивать и гиперболизировать любую мелочь при необходимости, а затем наивно поражаться получившемуся монстру, будто он не их рук дело.


Моралофаги отечественного разлива из конкретного примера молятся на священное право собственности, иные становятся столь ярыми фанатиками на сем поприще, что им позавидовал бы сам Савонарола или дремучие исламские террористы. Они же считают, что это делает их частью европейской цивилизации или ещё, бог знает чем.


Гордость за собственный образ жизни и собственное поведение, укрепляющая нас в самостоятельно выбранном пути - это вещь, в общем-то, похвальная. Однако же ощущение некоторой тщетности и праздности подобного выбора и отсутствия каких бы то ни было дивидендов от подобного выбора и рождает неудовольствие, изливаемое на тех, кто имеет наглость подобного пути не придерживаться.
Как это так? - я регулярно плачу за выбранные песенки через itunes, а кто-то просто так их слушает через страницу известной социальной сети! На деле же это глубоко запрятанная зависть к чужой беззаботности и готовности поступиться статусными вещами и поступками. Зависть к людям, живущим ими самими выбранным (пусть даже и нищебродским)образом жизни.


Лично я стараюсь ограничивать свой фанатизм и свою нетерпимость радиусом лишь ненамного большим моей скромной персоны. Не скрою, что осознаю некоторою маргинальность моей точки зрения, однако она моё порождение, органическая часть меня самого и моей истории взаимоотношений с музыкой. Я не собираюсь менять ее ради ощущения какой-то мнимой порядочности. Уверен, что сделал для поддержки музыкальной индустрии намного больше этих самопровозглашённых меценатов, поэтому, особенно не рефлексируя на этот счёт, считаю себя более-менее в праве скачать некоторый альбом из всемирной паутины, так сказать, для ознакомления. Такого не бывало в моей "преступной" практике, что бы я потом не приобретал понравившийся мне альбом на давно уже устаревших физических носителях. Это всегда значит более плотный, интимный контакт с музыкой: когда по много раз сомнамбулически переслушиваешь альбом буквально до дыр, когда под звуки полюбившейся песни поднимаешься утром с кровати, когда губы сами, автоматически повторяют слова песен под музыку, будто произносят заклинания...
Мне очень дорога эта близость с отдельными песнями, которыми я будто бы инкрустирую свою жизнь, помечая полюбившимися песнями отдельные воспоминания.
Но также мне совершенно не чуждо величайшее изобретение и одно из основных проявлений электронной демократии - торрентов, за свободу коих я готов биться до последнего слова и до последней буквы, отщёлкиваемой на клавиатуре.
Это два полюса, между которыми несколько непотребным образом болтаются онлайн-сервисы по воспроизведению музыки. Для меня это абсолютно неудобоваримый формат прослушивания музыки, причём по многим причинам.


Я не могу жить на полустанке, поэтому ко всем сервисам по онлайн-просмотру или прослушиванию чего-либо отношусь с некоторой настороженностью или даже презрением. Это превращает нас в перманентных рабов интернета, вечно ожидающих его милости. На мой взгляд, это тоже часть "глобального плана" по тому что бы все сферы нашей жизни переводить и привязывать к интернету. Насчёт плана или заговора - это, конечно, шутка, но подспудные тенденции такого рода безусловно прослеживаются. К этому всё и идёт. Нас благодаря очередному сервису (то есть нашему естественному желанию, для исполнения которого всемирная сеть, строго говоря, нужна далеко не всегда) подсаживают на интернет-иглу, а затем всё начинает вдруг идти совсем не по нашему плану. Всё начинает идти по правилам виртуального мира. Вседоступность, красочность и интерактивность развращают, плавно и незаметно видоизменяют наши первоначальные помыслы и намерения, подменяя их по ходу дела на совершенно иные. Да, такой ход событий определённо факультативен, но нужна очень большая дисциплинорованность и выдержка для того, чтобы не поддаться на искушения, которые предполагает красочный и разнообразный мир интернета, и продолжать гнуть свою линию, следуя первоначальным планам. Возможно, это атавизм, но для меня все интернет-сервисы - отдают ненадёжностью и недолговечностью. Я не хочу вдруг, по чьей-то прихоти, из-за нарушения чьих-то чёртовых прав прав лишиться возможности просмотра телепередачи или прослушиванию любимой мелодии. В случае музыкальных композиций, их и вовсе могут удалять после того, как они были куплены добропорядочным меломаном. Через онлайн-сервисы, запускающие якоря интернета в распорядок жизни и мои личные привычки, я не брезгую лишь смотреть юмористические передачи с ТНТ или сайта Caramba, что само себе занятие довольно сомнительное...


И для меня музыкальный, скажем, альбом является неделимой величиной и, пусть даже в нём одна композиция является намного более достойной, чем другая. И музыкальную составляющую диска немыслимо отделять от работы, проделанной над его оформлением, от общей концепции альбома, коли таковая имеется.


Продавать диск по трекам - это в общем-то гнусность, это вмешательство в планы музыкантов, попытка разъять алгеброй гармонию. Это ухищрение дельцов от музыки, само собой подразумевающее поп-ориентированный подход к музыке, т.к. нацелен он на то, чтобы вычленять хиты из единого монолитного произведения...


Каким бы странным это не показалось бизнесменам, но замечательная идея любого Appstore, замечательная прежде всего, своей простотой и удобством, а следовательно, и готовность отдавать сразу деньги вместо того, чтобы рыскать в поисках халявы, не очень-то удачна в смысле продажи музыки. Не знаю, как вы, а я не собираюсь платить за mp3-файлы даже с битрейтом 320! Ну, разве что одинаковую цену, но лишь за тот же объём, вне зависимости от того, сколько вмещает композиций. Платить можно лишь за lossless-качество, только поальбомно, с невозможностью последующего удаления купленных мелодий, с бесплантным предложением клипов, интервью, бонустреков и серией обновлений в лице, скажем, смикшированного заново альбома или концертными записями - на том стою и не могу иначе! Полное предварительное прослушивание обязано быть полностью бесплатным. И мне нужна в музыке душа, достоверность и погружение в атмосферу, а не гнусное крохоборничество...


Мои суровые ультиматумы как бы намекают, что я не собираюсь отказываться от столь милых моему сердцу идей электронной демократии. С другой стороны, новая реальность в лице анонимного, равноправного и свободного веб-сообщества накладывают и определённые, пусть и факультативные, но обязательства. Любимую и желанную музыку, необходимо будет спонсировать. Необходимо будет делать осознанный, взрослый выбор в пользу такого решения и собирать на это деньги, средствами, скажем, крауд-фандинга. Вам предлагают идеи, наброски, демо-записи, вы же коллективно оплачиваете работу в студии и труд музыкантов. Взамен получаете коллекционное, уникальное издание альбома вместо безликих файлов из интернета или обрывков мелодий по радио. Это решение, и решение очень неплохое, пусть и неуниверсальное, пока не носящее сколько-нибудь массового характера.


По сути, всё написанное выше - это моя точка зрения в развёрнутом виде, объясняющая, почему в заочной полемике со сторонниками полностью легального контента и т.д. правым считаю себя, а не их. Наверное, во всё это сумели прокрасться ещё и доводы эмоционального порядка: всё-таки я с трудом переношу не отличие чужой позиции от собственной, а чужой снобизм, апломб, с которым одна из точек зрения вдруг подаётся в качестве единственной достойной. Это глубинно русская нелюбовь к сытому довольству, западной брезгливости к немытой России, ко всему базирующемуся на обострённом чувстве собственности. И меня точно также инстинктивно коробит примитивная гордость собственника. И я ничего не могу с этим поделать, я могу только это оправдывать, и на это сил я жалеть не стану...



Другие статьи в литературном дневнике: