Блеск и нищета пуританской морали.Признаться, я не верю в силу или целительность ни в одной из ограничивающих философий, религий или идеологических систем, именно потому что “законодательным путём нельзя привести людей к добродетели”. Потому что ограничения рождают в человеке некие подотчётные стремления, некие табу, которые он с тем большей страстью надеется некогда нарушить или обойти. Их главная ошибка, как мне интуитивно кажется, состоит в том, что они мечтают возвращать человека в состояние блаженного незнания, тогда как никак кроме как полным забвения или полного очищения памяти этого не добиться. Но ни тогда, ни сейчас у нас нет таких методов и уверенности в их безопасности. Я практически не сомневаюсь в том, что любая форма свободы предпочтительнее соответствующей формы запрета, когда дело заходит о естественных человеческих устремлениях. Весь вопрос только в цене этой самой свободы, а при её реализации – в чувстве меры. Проблема же современного общественного строя в том, что процесс достижения и обеспечения любых свобод становится чересчур регламентированным и формализованным, обращаясь новым пленом для стремящегося вдаль человеческого сознания, не желающего ограничивать себя никакими искусственными рамками… Ошибка любой пуританской системы, будь то христианская или же коммунистическая заключаются в культивации розни и нетерпимости среди людей. Их адепты привыкают считать себя по умолчанию лучше, чем кто-то нарушающий основные постулаты их верования. И представляя себя на месте такого аскета (а как часто именно аскетизм становится основной чертой этих верований!) вполне ожидаемо испытывать ненависть к кому-то, позволяющему себе некие запретные удовольствия, прикрывая же это естественное чувство некими правильными словами, святынями или заповедями. С другой же стороны, естественным становится и ненависть пуританина, тяготящегося наложенными на него (или самим на себя) обязательствами к подлинному и искреннему святоше, живущем лишь духом святым и чувствующем себя при этом отлично. Я отлично понимаю его чувства, выполняющему свой долг с болью, через силу, когда есть некий счастливчик, кому даётся всё это легко, кто выполняет всё это с радостью и удовольствием! С другой стороны, и мне приходилось уже об этом рассуждать, я порой очень хорошо понимаю эту потребность в жёсткой руке, которая избавляла бы нас от лишних метаний, лишних сомнений и позволила нам сосредоточиться на по возможности более полной реализации своего потенциала, а не борьбе с многочисленными соблазнами и помехами со стороны мира! Это важно, а не важна, но иллюстративна ассоциация в связи с этим гипотетического писателя, которого работодатель принуждает работать по 8 часов в день, а тот неразумно упирается, ссылаясь на вдохновение и музы, а в конце будет благодарить его, за возможность довести свою же работу до логического конца! © Copyright: Иван Азаров, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|