Косность и консервативность использования бумаги в

Иван Азаров: литературный дневник

Полагаю, что в относительно скором будущем потребление бумаги, как средства отображения информации значительно снизится. В случае с книгами это и так происходит с огромной скоростью. И никаких печальных чувств по этому поводу я не испытываю.


Парадоксальный факт: как ни странно более всего настаивают на принципиальной незаменимости бумажных книг те, кто и так читает довольно немного!


Те же, кто читает много и часто, наверняка сталкивались с такой проблемой, что искомая книга не продаётся, а в Ленинской библиотеке, скажем, на дом практически ничего не выдают, она функционирует только как читальный зал. Такая вот отсталость!
Если же книга и продаётся, то по абсурдно высокой цене. Оно и понятно, весь этот издательский бизнес в лице крупных компаний медленно превращается в мафиозную систему, контролирующую сверхприбыли.
А большинству читающих людей важна не форма, не издание, а доступ к информации - а в нынешнюю эпоху это должно быть чем-то неприкосновенным, это должно быть неотъемлемым правом каждого человека!
Оставим современным авторам их право зарабатывать на жизнь, но любая классика должна доступна в электронном виде и доступна абсолютно бесплатно. И уж точно государство не должно стоять на пути этого прогресса.


Я не отрицаю особенной магии, которая может таиться в красиво изданной книге. Но это не имеет никакого отношения к современным изданиям, на которых сзади можно заметить цифры тиражей под сотни или тысячи экземпляров. Это касается только уникальных экземпляров, о которых можно прочесть, например, в романе Гюйсманса "Наоборот", где Дез Эссент любовно перебирает составленную им самим коллекцию, каждая книга в которой - произведение искусства, напечатанная отдельным шрифтом на особенном материале, то есть необязательно на бумаге.


Уход в прошлое бумажного документооборота - дело, надеюсь, недалёкого будущего. Собственно, это наименее принципиальная из всех составляющих пользования бумагой. Это произойдёт, как только к соответствующей деятельности придёт ещё больше молодых и свободных от подобных вредных стереотипов людей.


Обучение в школе в этом смысле наиболее консервативная и проблемная область. Можно ли, вообще, учить без бумаги, без письма на бумаге? Наверное, нет. Но сейчас уметь печатать с нормальной скоростью навык даже более полезный, чем красивый почерк. Но вот учебники давно уже можно заменять на их электронные аналоги в одном устройстве на базе e-ink, скажем.
Грамотность важна, важно умение правильно излагать свои мысли, важна дисциплинированность. И школа вправе требовать этого от своих учеников. Но обязательно ли всё делать ручкой или карандашом на бумаге? У меня есть по этому поводу большие сомнения.
В размышлениях без этого порой никуда, длинные математические выкладки удобнее всего делать на бумаге, рисовать схемы для самого себя. Но массовое школьное бумагомарательство не кажется мне явлением столь необходимым и обязательным.


Это, собственно, вещь столь же необходимая, как и бумажные полотенца. С ними хорошо, но воздушные сушилки немногим хуже! И это та экономия, которая, право, не лишена смысла.


И в заключение хочу всех приободрить цитатой какого-то известного писателя, но вот беда, не могу вспомнить какого именно. Он говорил, что ничего лучше и совершенне чтения как способа интеллектуального времяпрепровождения пока не придумано и его, что очень важно, ничего не заменит для человечества в ближайшем будущем. Оно может принимать различные формы, но суть его остаётся при этом прежней.



Другие статьи в литературном дневнике: