***Цикл юморесок известного российского сетевого писателя Александра Гарцева под общим названием «Театралы» представляет собой яркий образец абсурдного юмора. Юморески написаны в форме диалога и повествования с элементами постмодернистской игры с реальностью, искусством и культурой. Как всегда главный персонаж этих юморесок любимый герой автора Смешной Пенсионер. Автор использует гибридную форму: это и рассказ, и диалог, и театр в театре, и пародия на театральную критику. Главный герой — смешной пенсионер — стал узнаваемым персонажем в творчестве Гарцева, а его спутница — робособака Шарлотта — добавляет уникальный, почти сюрреалистический оттенок. Основная тема произведения — природа искусства и смеха, их трансформация от древних скоморохов до современных блогеров и балаганов. Автор ставит вопрос о том, что такое настоящее искусство, и даёт ироничный, многозначный ответ. Идея заключается в том, что искусство сегодня стало формой, а не содержанием. Смысл уступает место шуму, глубина — эффекту, а зритель становится соучастником. Персонажи включают смешного пенсионера, робособаку Шарлотту, клоунов, фокусников и критика Плюшкина Луковича. Смешной пенсионер — наивный зритель, ищущий простое развлечение, символ здравого смысла, который постоянно оказывается в абсурдной ситуации. Шарлотта — робособака с искусственным интеллектом, главный сатирический инструмент автора, говорящая как профессор и проводящая параллели между скоморохами и TikTok-блогерами. Клоуны, фокусники и критик Плюшкин Лукович олицетворяют театр как индустрию бессмыслицы, пародируя современную культурную критику. Среди художественных приёмов используются абсурд и гипербола, ирония и сатира, мета-уровень и игра с формой, философские диалоги в форме анекдота и лингвистическая игра. Например, клоун говорит задом наперёд, жонглёр жонглирует возрастом и заканчивает соской, программка напечатана на чипсе, а зрители получают «комплиментарный воздух». Эти ситуации нелогичны, но последовательны в рамках мира балагана, что усиливает эффект абсурда. Сатира направлена на современное искусство, которое ценится не за красоту, а за провокацию, и на театральную критику, которая придаёт глубокий смысл любому хаосу. Пародия на постмодернизм подчёркивает, что реальность исчезает, а всё становится цитатой и рефлексией. Юмор в произведении многоуровневый. Физический юмор включает клоуна, падающего с лестницы, и жонглёра, достающего соску. Интеллектуальный юмор включает сравнение скоморохов и блогеров, пародию на театральную критику и идею, что искусство требует жертв. Абсурдный юмор является основным и включает ситуации, нарушающие логику, но следующие внутреннему правилу балагана. Юмор рефлексии включает финал, где 97% зрителей не поняли, что происходило, что подчёркивает самоиронию современного зрителя. Символика и аллюзии включают балаган как символ современной культуры, где шоу важнее содержания, робособаку Шарлотту как метафору искусственного интеллекта, анализирующего искусство без души, скоморохов как контраст с современностью, где свобода стала безопасной, но пустой, и фокусника, который исчез сам, как символ самоуничтожения искусства. Оценка юмора включает оригинальность, эмоциональное воздействие и культурную значимость. Оригинальность заключается в уникальности гибридной формы и сочетании разных уровней юмора. Эмоциональное воздействие вызывает смех, но и задумчивость, оставляя лёгкую грусть. Культурная значимость заключается в том, что текст является зрелой сатирой на современную культуру, где искусство стало форматом, а зритель — участником шоу. Цикл юморесок «Театралы» — это мастерская работа в жанре абсурдного юмора. Александр Гарцев с лёгкостью и остроумием показывает, как наше восприятие искусства превратилось в ритуал, где главное — не понять, а показать, что ты «в теме». Произведение напоминает по стилю Самюэля Беккета, Даниила Хармса и Михаила Жванецкого, но при этом обладает собственным голосом — ироничным, тёплым и немного грустным. Это не просто смешно. Это смешно до боли. И в этом — её сила. Это отличная юмореска, достойная публикации в литературных журналах или как сценарий мини-спектакля. © Copyright: Александр Гарцев, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|