Быть Богом легко
<...> Любому из нас нелегко нести бремя своего личного “я” с его амбициями, страхами, желаниями. Вспомнив любую проблему в своей жизни, мы увидим, что она основана только на личном ощущении “я”, которое является настолько ограниченным в силе и мудрости, что не может ни решить эту проблему, ни исцелить ее. Вы только подумайте, что произошло бы с проблемой если бы единственным Я, участвующим в этой ситуации, было то Я, которое есть Бог! Если бы не наше маленькое “я”, то разве могли бы все обстоятельства сложиться таким “проблемным” образом? Разве смогли бы мы оказаться в такой ситуации, если бы во всем этом присутствовал только Бог?
Размышляя об этом, мы постепенно начинаем видеть, что суть любой проблемы - это обеспокоенность личного ощущения “себя” (то есть обеспокоенность того “я”, которое считает себя человеком). И если мы удалим это ощущение личного “я” и позволим тому Я (которое есть Бог) – Богом быть, то что же тогда произойдет с проблемой?
Обдумывая все это, мы начинаем прислушиваться к внутреннему “голосу”, то есть к водительству и наставлению, приходящему изнутри самих себя. Дальнейшее размышление показывает нам, что мы не только не способны принимать решения, но даже не можем самостоятельно совершать действия, и понимание этого факта ведет нас к тому, что мы начинаем верить в существование Отца и пытаемся услышать Его “голос”. Это размышление приводит нас в глубину самих себя, куда мы отныне и обращаемся за пониманием и наставлением. И теперь мы уже не думаем о Боге как о благообразном Старце, глядящем на нас облака, — теперь мы воедино слиты с Богом: слиты с самой Бесконечностью, находящейся в недрах собственного бытия и созвучны с тем самым Я, которым мы являемся на самом деле.
Только представьте себе, что может произойти, когда в страстном желании кому-то помочь мы внезапно задумываемся: “Зачем же я прилагаю все свои усилия, чтобы что-то изменить, если то самое Я, которое действительно и вершит все, - является всезнающим Я? Оно знает, что надо делать, и знает как это сделать”. И поняв это, наш ум снова сосредоточен на Боге (“уповает” на Него), признавая Его Источником, Деятельностью, Субстанцией и Законом всего сущего.
<...>
Никогда не пытайтесь размышлять над самой проблемой. Никогда. И никогда не размышляйте о том человеке, у которого возникла проблема. Любые мысли о человеке и о проблеме мы всегда оставляем “за порогом” медитации, и не позволяем войти в медитацию ничему, Кроме размышления о Боге и о Его мире.
Что такое Бог? Что такое царство Бога? Что такое владычество Бога? К чему оно приводит? Как проявляется царство Бога на земле? В чем истинный смысл божественной любви? Как воплотить в жизнь эту заповедь: “Возлюби ближнего своего как самого себя”?
Иногда, после того как меня просят о помощи и я говорю человеку, что я помогу ему (что я и делаю в то же мгновение), мысль об этом человеке не оставляет меня и продолжает приходить: либо в тот же самый день, либо на следующий день, либо через неделю. И когда так происходит, то я понимаю, что та проблема, вероятно, еще не решена и нужно сделать что-то еще. Но что сделать? И тогда я просто говорю самому себе: “Оставь меня, мысль о человеке. Я должен вернуться к Богу”. И я мысленно возвращаюсь к Богу - к Тому, кто не имеет ни проблем, ни физического тела, ни возраста, ни жизни, ограниченной временем и пространством. И я остаюсь там - с Богом. А если туда пытается проникнуть мысль о данной личности, - я не. позволяю ей войти: я не “впускаю” в свое сознание ни лицо этого человека, ни воспоминание о его облике, ни его имя, ни воспоминание о самой проблеме. Я не хочу, чтобы ложное представление о Я вошло в мое сознание. Я общаюсь с его истинным Я - с тем Я, которое есть Бог. Я общаюсь с Ним, а не с так называемой человеческой сущностью и не с человеческими несчастьями. Я соединяюсь с тем, чем этот “человек” является на самом деле, - я соприкасаюсь с бытием Бога. И когда я так делаю, то начинает проявлять себя гармония.
Если бы я думал о каждой личности как о человеческом существе с его человеческими проблемами, то я, вероятно, превратился бы в еще одного активного деятеля в нашем мире, который постоянно совершает разные благие дела. И время от времени мне приходилось бы вновь делать то, что когда-то уже было сделано (ибо после того, как какое-то благое дело совершено, приходит, время, когда в нем опять появляется нужда). Но если я вижу данную личность не как существо человеческое, - а как духовную реальность (и твердо держусь этого знания о нем), то в его жизни начинает воплощаться его истинная сущность.
Такой подход стал методом моей личной практики. Вот почему в каждой книге о Бесконечном Пути существует глава о молитве духовного исцеления или об исцеляющей медитации-размышлении. И хотя по форме эти медитации могут быть различны, в их основе лежит один и тот же принцип. Каждая медитация начинается и заканчивается мыслью о Боге, и ничто иное, кроме Бога, - в медитации появиться не может. Поэтому в вашей медитации- размышлении не должна появляться мысль о человеке, обратившемся к вам за помощью.
Когда кто-то просит помощи, - мои мысли обращаются к тому, что составляет суть Самого Бога: Бог. Может ли Бог нуждаться в моей помощи? Нет, Бог - это вечная жизнь, Бог Сам поддерживает и питает Свою жизнь, и эта жизнь не нуждается в моей помощи. Жизнь - это Дух, а Дух - бессмертен и вечен. Он не может иссякнуть, прийти в упадок, погибнуть, подвергнуться тлению и разложению; Он не может стареть и изменяться. В Нем нет места боли и страданию. Бог, Дух, - является сущностью любой формы, субстанцией любой формы. Следовательно, все сущее во всей этой вселенной - это Бог, принявший форму . Всё, что существует в этой вселенной, - это создание Духа, создание Самой Жизни, Истины. Оно управляется вечным законом Бога. и, никогда не сможет оказаться за пределами Божественности. <...>
Мы, сами, выбираем то, чем наполнять свой ум, - и наша внешняя жизнь всегда демонстрирует собою все то, чем именно мы наполняем его.
Ум, сам по себе, подобен оконному стеклу: стекло не создает свет и не приносит нам его, - оно пропускает его. Стекло представляет собой прозрачность, проницаемость: средство проводимости (или средство передачи, трансляции), через которое проходит свет. И наш ум является такой же проницаемостью, такой же способностью передавать, переносить , которая представляет нам в форме все то, из чего он состоит (чем мы наполняем его).
Пропитывая и наполняя ум истинами бытия, мы как бы подталкиваем к исчезновению свое старое “я” - то “я”, которое боится всяких негативных влияний; которое считает, что является самостоятельной сущностью, отдельной от Бога; которое не верит в свою божественную суть. И мы позволяем ему “умереть”, чтобы мог возродиться тот, кто знает, что он - един с Отцом.
Необусловленный ум - это идеальная “прозрачность”.
Как только мы понимаем, что единый универсальный ум - это чистый инструмент, зеркало всего того, что содержится в нашем сознании, - в нашей жизни сразу начинают происходить изменения. Ведь если в нашем уме хранятся ложные представления, то результатом этого будет искажение истины (допустим, имея неверные представления об умножении чисел, мы можем считать, что дважды два равно пяти). А если наш ум насыщен истиной, то в своей жизни мы видим проявление гармонии. “Изберите себе ныне, кому служить”. Ум, сам, выбирать не может, - выбираем именно мы. Избрав для себя истину, мы храним ее в уме и питаем, и тогда именно такой ум становится средством проводимости для всех аспектов нашей жизни.
Вот почему, когда мы находимся в медитации, наш слух - обострен, наше ухо - внемлет (как будто мы ожидаем воспринять нечто слышимое). Но это внимательное вслушивание -лишь символ внутреннего слуха, настроенного на Бога. Когда я провожу занятия, я не использую обычный мыслительный процесс (“не думаю”), а просто поддерживаю свой ум в состоянии чистой прозрачности, чтобы воспринимать мысли Бога. Ибо: “Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои” (Ис.55:8). Разве мы можем с помощью мысли прибавить себе роста хотя бы на один локоть? И разве мы можем с помощью мысли сделать белые волосы черными? Но когда мы восприимчивы к тому, что приходит из глубин самого нашего естества, - вот тогда земля мысленных представлений может “растаять” (пс.45:8).
Начиная медитацию, мы вспоминаем изречения истины (отрывки из священных писаний, цитаты, отдельные слова), и они помогают нашему уму настроиться на “внемлющее” состояние. Затем приходит и само это состояние: состояние внимательнейшего вслушивания в глубину самого себя – тот период, когда наш ум готов воспринять любую идею, любой импульс или внутреннее впечатление, которые Бог приготовил для нас. Так мы воспринимаем мысли Бога, деяния Бога, слова Бога, истину Бога. Иногда мы будем воспринимать идеи, полностью отличающиеся от тех, которые когда-либо слышали или о которых читали.
Каждый из нас, кто нашел то учение истины, которое считает близким себе, в какой-то мере уже подготовлен к тому, чтобы эту истину воспринять. Но из какого источника мы можем ее воспринять? “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лук. 17:21). Только когда мы научимся ни о чем не беспокоиться, не обдумывать все заранее, а быть спокойными и невозмутимыми, тогда мы сможем воспринять внутренние впечатления - движение своего сознания. Это внутреннее впечатление может проявиться в виде идеи или в виде побуждения к действию, оно может прийти как чувство или как ощущение понимания. Но в каком бы виде это движение сознания ни предстало - оно обязательно принесет определенные плоды в нашу жизнь. Ибо как только мы касаемся Источника жизни, - Он начинает питать нас, одевать, наставлять, вести, поддерживать и защищать.<...>
Наше тело соответствует тому, чем мы наполняем свой ум. Если мы постоянно помним истину о Боге, человеке, теле, законе и субстанции и продолжаем насыщать свой ум духовной истиной (пока не достигаем абсолютной убежденности в том, что существует одно-единственное Присутствие и одна единственная Сила), - то мы будем способны исцелить самого себя и всех тех, кто обращается к нам за помощью. Когда все дни и ночи заполнены молитвой и познанием истины, тогда наша жизнь - это жизнь самой истины, в которой любое внешнее проявление окрашено ее светом.
Когда вы перестаете считать любое отклонение от гармонии реальностью, а считаете его только рисунком ума, - тогда и становится успешной ваша работа по исцелению. Если же вы будете думать о болезни или о нежелательных обстоятельствах как о том, что нужно преодолеть, - то вы никогда не станете хорошим целителем. Надо научиться видеть происходящее не как действительные обстоятельства или состояния, - а как внешнюю видимость или как гипнотическое внушение (независимо от того, в каком виде это происходящее предстает перед нами: безработица, рак, безумие или туберкулез). И пусть теперь эта внешняя картина соприкоснется с тем умом, который пронизан истиной, - вот тогда и начнется исцеление: вы станете инструментом для исцеления еще до того, как будете возрождены - “родитесь вновь”. И ваше возрождение осуществится намного быстрее.
Удерживайте в себе истинное понимание. Не пытайтесь изменить внешнюю картину происходящего. Пусть внешняя картина, соприкоснувшись с вашим умом, наполненным и пропитанным истиной, - рассеется сама. Если же вы будете пытаться что-то сделать с самой внешней видимостью – то вы просто запутаетесь в ее сетях, ибо это значит, что вы попали в ловушку и приняли ее за реальность, тогда как реальной она не является. Ведь если бы эта внешняя картина была реальной, то исцелить ее было бы невозможно. Если бы Сам Бог создал это, то разве можно было бы это перевоссоздать? Поверьте: ни один человек не сможет изменить то, что создал Бог. Все это (грех, болезнь, нужда) может исчезнуть из вашей жизни только потому, что Бог никогда этого не создавал. И исчезновение этого зависит от того, насколько прилежно в своем осознании вы сможете придерживаться духовных принципов, возрождаясь в Истине.
Если мы принимаем за истину метафизический принцип “упования” на Бога (сосредоточения ума на истине бытия), и если придерживаемся позитивной стороны жизни (позволяя негативной стороне постепенно атрофироваться), то вскоре обнаружим, что мы, тем самым, управляем своей жизнью, разумом и своим телом. Но дело не только в этом. Дело в том, что, в конце концов, мы перестаем думать сами , - мы начинаем воспринимать мысли. Это и есть то мгновение, когда входит Я, - то самое Я, которое есть Бог.
<...> Бог - это не ум, и поэтому ум не может обладать особым могуществом. Однако ум в своем необусловленном состоянии является средством совершенной проводимости для Бога - идеальной пропускающей способностью. И если мы “уповаем” на духовную истину (то есть постоянно насыщаем и пропитываем ум духовной истиной и духовной гармонией), то скоро обнаружим, что не только наш собственный ум является благословением, но и ум каждого, кто оказывается в нашем окружении.
<...> Слово "сознание" является одним из наиболее важных для .понимания идеи Бесконечного Пути, однако дать ему определение настолько же трудно, насколько трудно определить слово “Бог”. Любое слово, которым называют Бога, - еще не есть Сам Бог. Даже само слово “Бог” - это не Бог. И такие слова, как Душа, Дух, Принцип, Любовь - это не Бог, а лишь слова, показывающие определенные аспекты Бога.
Понимание того, что есть Бог, не придет через слова. Но когда исчерпаны все слова, вы обнаружите Нечто, являющееся не словом, а вашим личным существованием, вашим естеством, - и это есть Я. И Я - это не слово, Я - это мое собственное существование, Я - это мое естество.
Когда Моисею открылась истина Я ЕСТЬ - ему открылся Бог, и Моисей испытал то переживание, которое выходит за пределы слов. Учитель Иисус Христос сказал: “Я есмь путь, и истина, и жизнь” (Иоанн. 14:6). Он провозглашал существование Я, и поэтому то, что познал Моисей, Учителю открылось как “Я и Отец - одно” (Иоанн. 10:30). Когда кто-то из нас говорит: “я”, то тут же могут возникнуть вопросы: “Кто я? Что такое я? Где обитает это “я”? Каково мое назначение?” И это является тайной – тайной всех времен. Поэтому мы и начинаем поиск, ибо нам ясно, что ни “я”, ни “ты”, относящиеся к человеку, - не являются Богом…
Joel S. Goldsmith. Consciousness Is What I Am
Дж. С. Голдсми. Из книги "Сознание – это и есть Я"
Другие статьи в литературном дневнике: