***

Марина Павлинкина: литературный дневник

Беларусь, протесты, 13 ноября
Кратко: всенародный траур; Площадь Перемен в фокусе; дополнительные санкции; маховик репрессий; импульс стачке; в храм — через ОМОН; Ультиматум Тихановской-2; убийц Романа уже ищут; «Я выхожу!»


Подробности. Для начала стоит объяснить всем, кто вне Беларуси, почему смерть Романа Бондаренко стала таким шоком и поставила на дыбы всю страну. Ведь это, увы, не первая смерть. По разным источникам, от восьми до двенадцати мирных граждан были убиты карателями Лукашенко с 9 августа. Но все это были ситуации столкновений, «уличных беспорядков» — даже когда сами убитые в «беспорядках» не участвовали. Это, конечно, не оправдывает убийц, но хоть как-то объясняет трагедию. Роман был убит в своем дворе, когда там никаких акций не происходило. Он просто спросил: «Что вы тут делаете?» у людей, которые срезали ленточки. На него тут же набросились и забили до смерти. И никакого разумного объяснения этому быть не может.


Романа Бондаренко убили по единственной причине — благодаря безнаказанности. Его смерть, нелепая и страшная, показала каждому беларусу, что его могут убить в собственном дворе без всякого повода. Просто потому, что человек в балаклаве раздражен и хочет сорвать злость. Или под кайфом. Или ему просто захотелось кого-то убить. И это сойдет ему с рук.


Именно поэтому уже вчера тысячи беларусов выставили на подоконники лампадки и свечи. Именно поэтому сегодня по Беларуси выстраивались цепочки солидарности, создавались стихийные мемориалы. Именно поэтому сегодня в 12.00 вся страна (это не фигура речи) застыла в минуте молчания.


Про Минск подробно говорить не буду, тут были сотни мест, где скорбели и протестовали люди. Выходили в больницах, вузах, на заводах (МТЗ и на «Керамине») и так далее. Но стоит рассказать о главной точке — Площади Перемен, той самой, где жил и погиб Роман. Вчера к ночи там собрались тысячи людей. С тех пор там постоянно находятся сотни беларусов. Приходят с цветами, лампадками, свечками. Много самодельных плакатов. И на каждом видном месте — бел-красно-белые флаги. Проезжающие мимо автомобили гудят. Ночью стоит вахта.


В провинции тоже поддержали акцию скорби. Отдельные пикеты были на улицах Гомеля, а в столовой местного Университета транспорта транслировали видео, в котором Светлана Тихановская называет Романа Бондаренко героем Беларуси.


Собирались люди в Могилеве, Гродно, Витебске. И снова цветы, свечи. Портреты Романа.


Мемориал с цветами в память о Романе Бондаренко появился в Бобруйске. Акции прошли в Новогрудке, Дзержинске, Сморгони, Борисове, даже в небольших деревнях. Например, в селе Красное Молодечненского района сегодня состоялась панихида в костеле, и за это время жители сделали мемориал памяти. Были цепи солидарности в агрогородке Синявка, в Копище.


Что творится в байнете, можете видеть сами, если у вас есть друзья-беларусы. В моей ленте почти у всех земляков аватар траурный. Кстати, сегодня перекрасили свои логотипы в черный и некоторые беларусские бренды. Например, пивные компании «Лідскае» и «Аліварыя». А многие крупные рекламодатели сняли рекламу в знак траура.


Естественно, иностранцы среагировали. ЕС сообщил, что расширит санкции (какой он все-таки неповоротливый…). ООН «выразил озабоченность». Ну, ясно, что это мертвому припарки, но все-таки.


Даже «власти» в такой ситуации не стали делать привычный фокус «Он сам упал, фигня вопрос». Устроили какое-то «расследование». Правда, позорное — тут же заявили, что милиционеры не били Романа, а спасали. И вообще, он был пьяный. Во-первых, в сети еще вчера появились результаты его обследования — ноль промилле алкоголя в крови. Во-вторых, и что? Теперь всех людей пошофе можно убивать просто так?


Но если вы думаете, что это как-то охладило пыл «правоохранителей», то вы думаете неправильно. Весь день сегодня шныряли и хватали. На Площадь Перемен, заполненную людьми, не совались (трусоваты эти «силовики»), но в разных районах Минска и разных городах задержания были. А в Солигорске устроили оптовый хапун. Члены стачкома «Беларуськалия» (42 человека, включая несовершеннолетних детей) поехали на экскурсию. Милиция заметила БЧБ-флаги и задержала всех. И до сих пор держит в РОВД. Тираж газеты «Народная воля» сегодня арестовали. Ну, как арестовали… Когда арестовывают, показывают удостоверения, постановления — а тут пришли какие-то неизвестные, задержали водителя и пару волонтеров, а потом объявили, что забирают тираж. «Никогда не до законов». © Один пенсионер.


Но людей уже не запугать. После смерти Романа Бондаренко желающих вступить в стачку стало больше. Обычно рабочий день приносил 2-3 новых заявления о забастовке. Сегодня их больше десятка.


Отдельно хочу рассказать о том, как реагирует церковь. Не официальные представители, а просто священники. Это очень трогательно. Например, в могилевском соборе Трех Святителей батюшка сам вышел к прихожанам и предложил провести молитву об упокоении Романа. В Могилеве же была служба и в костеле — но ОМОН стоял и выборочно проверял приходящих. В минском Архикафедральном костеле на площади Свободы на вечернюю имшу, чтобы помолиться за Романа Бондаренко, пришло столько людей, что все не вместились в собор. Стояли на улице и слушали службу епископа Юрия Кособуцкого.


Ну, и главная новость от Светланы Тихановской. Она объявила Народный Трибунал и амнистию за захват Лукашенко и членов его террористической группировки. Подробно изучить этот документ можно на ее телеграм-канале. Вот тезисы:
1. Лукашенко и его пособники — террористическая организация. Сейчас ведется работа, чтобы это признало и международное сообщество.
2. Если государство не работает, справимся с террористами сами.
3. Сначала нейтрализуем идеологов и других ябатек на местах.
4. Параллельно собираем доказательства преступлений
5. Для силовиков создана система «Рапорт». Туда следует присылать доказательства чужих преступлений. Кто будет присылать, может рассчитывать на снисхождение вплоть до амнистии.
6. На «Голосе» уже можно начать голосовать за обвинение подозреваемых. Но это не суд (самый непонятный мне пункт).
7. 20 декабря — время Ч. Массовый марш и предъявление обвинения.
8. По статье 109 УПК РБ каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое при совершении преступления или попытке скрыться после его совершения. Так что если кто-то из людей в погонах отловит Сашу и сдаст нашим, тому точно будет послабление.
Небесспорный документ, но три плюса вижу сразу. Во-первых, силовикам показывают выход из тупика, в который их загнал самопровозглашенный. Во-вторых, доказательства вины действительно пора где-то аккумулировать. В-третьих, назван срок решающего марша. И даже если он не получится решающим, так психологически проще.


Но беларусы начали искать виноватых в одном конкретном убийстве еще до объявления Народного Трибунала. За информацию об убийцах Романа Бондаренко готовы заплатить. Деньги собирают краудфандингом. Собрано уже 19 000 долларов.


И в заключение. Они — Сашины шестерки — все-таки идиоты. Убийство Романа Бондаренко не только не напугало людей, оно привело к такому всплеску ненависти к режиму, что мне самому страшно. Сегодня видно, что сдуваться и прятаться под плинтус никто не собирается. Собираются бороться. Если раньше почти 100% протестующих вскидывали в знак приветствия знак «Виктория», то теперь в половине случаев — сжатый кулак. Не потому, что в победу больше не верят. Просто стало очевидно, что мирный протест должен стать смелее и решительнее.


Последнее, что написал Роман в чате — «Я выхожу!».
Теперь это лозунг для каждого честного и смелого беларуса.
#жывеБеларусь #верымможампераможам


Andrey Zhvalevskiy



Другие статьи в литературном дневнике: