О прочитанном

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

В доме тети нашла старую самиздатовскую книгу.


Книга была отпечатана на листах А4 на пишущей машинке, затем вручную склеена. Судя по всему книга была отпечатана еще в советские времена, примерно в восьмидесятые годы, так как шрифт пишущей машинки говорит о том, что текст отпечатывали на портативной машинке "Любава" (я знаю этот шрифт, потому что у меня у самой была "Любава"), а эта модель начала выпускаться только в 1983-м году.


Название на самодельной обложке было написано от руки: Старообрядческий епископ Иннокентий "Апокалиптические чудовища".


Гугл выдал, что данная труд был написан примерно в начале тридцатых годов двадцатого века. Когда я начала знакомиться с содержанием книги, то поняла, почему книгу печатали самиздатовским методом в Советском Союзе - в ней автор критикует советскую власть и называет ее "красным драконом", предсказанным Иоанном Богословом в "Апокалипсисе". За такие утверждения в те времена можно было серьезно схлопотать по шапке, поэтому, очевидно, книга перепечатывалась вручную и тайно распространялась между верующими.


Но главными злодеями по мнению епископа Иннокентия был отнюдь не Советский Союз. Главные апокалиптические злодеи по его мнению - это евреи. В книге он проводит анализ предсказаний Иоанна Богослова и пытается доказать, что эти предсказания указывают на то, что антихристом будет не какой-то конкретный человек, а целый народ - т.е. евреи. В общем, книга выдержана в антисионистком тоне, вполне вписываясь в начинающуюся набирать в те годы в Европе моду на антисемизм.


Также в книге иногда встречаются анохронизмы, появившиеся там, как я понимаю, с легкой руки людей, перепечатывавших сей труд.


Ну например. Напомню, что текст был написан епископом в начале 1930-х годов, в то время как в книге по тексту упоминается миграция евреев в Израиль, который, на минуточку, появился лишь в 1948-м году. Эти анохронизмы, внесенные рукой переписчиков текста, раздражали меня по ходу чтения.


Но в целом книга мне показалась любопытной, так как позволила мне заглянуть в мышление религиозного человека, жившего в сложную эпоху, когда на территории бывшей Российской Империи религия была как минимум подвергнута жесткой чистке и цензуре со стороны государства, а как максимум вообще была искоренена из жизни людей. В Манчаже, где я временно живу, например, церковь снесли, оставив лишь фундамент и на этом фундаменте возвели жилой дом. А старожилы рассказывали, как в детстве они катались на санках, на которых сидушками служили приколоченные церковные иконы.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.07.2021. О прочитанном
  • 24.07.2021. ***
  • 14.07.2021. ***