***

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

В общем, я приехала домой. В этот старый добрый дурдом, где на 110 квадратных метрах живут 11 человек, шестеро из которых - это дети.


Тетя Люба умерла в субботу 7 августа. Честно говоря, я понимала, что к этому идет за несколько дней до ее смерти. Она совсем сдала, почти ничего не ела, а опухоль на груди сильно увеличилась. Я несколько раз пробовала вызвать врача, чтобы тот приехал и зафиксировал ее состояние, но в Манчаже больница закрылась на карантин из-за того, что сразу несколько медиков заболели коронавирусом, поэтому вся медицинская помощь населению, за исключением приема людей с подозрением на ковид, прекратилась.


Утром в субботу я зашла в комнату тети Любы и увидела, что она уже не дышит. Она умерла на рассвете. Я сразу позвонила соседке, чтобы она пришла и проверила ее на признаки жизни и в скорую помощь. Приехал медик, зафиксировал смерть. Дозвониться до нашего участкового не удалось - видимо, он еще не отошел от вечера пятницы - поэтому, в итоге, на вызов о смерти при ехал участковый из соседней деревни.


Я спросила медика, нужно ли проводить вскрытие в этом случае. На что медик ответила, что это пусть решает участковый. Когда приехал участковый, то на этот же вопрос он ответил: "Пусть решают медики".


Я говорю: "Медики меня отсылают к вам, вы к медикам. Так у кого мне узнавать про вскрытие?"


Участковый: "А почему вас так волнует вопрос со вскрытием?"


Я отвечаю: "Потому что если нужно вскрытие, то тело в морге должны хранить бесплатно. А если вскрытие не обязательно - то придется, наверное, за это платить".


Да, вопрос с деньгами для меня стоял остро. У меня на карточке было меньше тысячи рублей. Сын тети Любы (который на тот момент был на вахте) деньги не присылал, мы жили на пенсию тети Любы. На пенсию надо было купить мои лекарства (это около 3 тысяч в месяц), лекарства и памперсы тете Любе, потратиться на поездки 2 раза в месяц в райцентр к онкологу и, банально, купить еду. У меня даже не оставалось денег на то, чтобы заплатить коммуналку. Тетя Люба беспокоилась о квитанциях, а я врала ей, что все заплатила, что денег на оплату коммуналки хватило - я утешала себя тем, что вот в Леше (сын тети Любы) проснется совесть и он пришлет хоть немного денег. Но - нет, ни черта он не присылал, хотя и обещал мне, что будет каждый месяц присылать деньги для меня и матери.


В общем, тетя Люба умерла, а у меня денег нет. До получения пенсии тетя не дожила, как мне сказали, потом ее сын должен будет написать заявление в пенсионный фонд и тогда сможет получить эти деньги.


В общем, в итоге, связавшись с онкологом, я выяснила, что вскрытие не потребуется, он подпишет свидетельство о смерти.


Вопрос с деньгами решился так: родственники и руководство совхоза прислали деньги, каждый кто сколько мог - в итоге хватило на дешевенький гроб, памятник и даже скромные поминки. Правда, денег я все равно этих не видела, так как все деньги сосредоточились в руках соседа и соседки, которые назначили себя добровольцами в деле похорон. Активисты, блин. Они же решили не тратиться на морг - дескать, зачем морг, если покойник может совершенно бесплатно полежать в доме эти дни?


Эти двое пытались заставить меня остаться жить и ночевать в доме, где лежал гроб с покойной тетей Любой - дескать, традиция такая, надо дежурить у гроба и свечи церковные жечь сутками. Я категорически отказалась 2 дня жить с разлагающимся трупом в доме (а стояла очень теплая погода) и уехала в райцентр, Арти, где у меня живет подруга и оставалась там до похорон.


Так надо было видеть, каким укоряющим взглядом на меня посмотрела соседка-активистка, когда я в тот же вечер, в субботу, уезжала из Манчажа в Арти!


- Все-таки уезжаешь? Что же, она все эти дни одна будет в доме лежать? - проговорила она с осуждением.


Меня так и подмывало ответить: "А что, мне надо с ней в обнимку там все эти дни лежать?" Но я промолчала, ибо нервы у меня и так были на пределе.


В понедельник, когда я приехала туда на похороны, я не смогла войти в дом - ибо затошнило от острого трупного запаха. Ну вот, теперь я знаю, как пахнут трупы, полежавшие несколько дней на тепле - доселе у меня не было случая понюхать этот запах. Что характерно, поминки устраивали там же, в той комнате, где стоял гроб - окна, правда открыли, но помогало это слабо. Не знаю, сколько вообще нужно будет времени, чтобы этот запах ушел - хотя, учитывая, что ее сын запойный алкаш, то, скорее всего, он без особого труда перебьет трупный запах своим перегаром.


Сын тети Любы на похоронах матери не присутствовал; он к тому времени еще не вернулся с вахты (вахта закончилась, но он еще добирался на поезде назад). Я написала ему, попросила денег на свои лекарства, которые мне надо купить на месяц - однако моя просьба была проигнорирована. Меня это не особо удивило, он собственную мать голодом морил, забирал у нее пенсию, так что вряд ли у него проснется совесть в отношении меня. На лекарство в итоге пришлось занимать деньги, как и на проезд домой.


В общем, я уехала из Манчажа. Почти две недели ездила по гостям, встречалась с людьми, которых не видела уже почти полгода. И вот, в этот понедельник мать и две сестры решили съездить в Манчаж - на девять дней к тете Любе, ну и забрать некоторые мои вещи из дома.


Приехали они к дому тети Любы, выходит Леша. Он вернулся в Манчаж через несколько дней после похорон и уже вовсю празднует смерть матери водочкой. И вот, что он сказал моей сестре относительно меня:


- Я АНЕ ДЕНЕГ ОБЕЩАЛ, НО ДЕНЕГ ЕЙ НЕ ДАМ. ОНА МНЕ, ПОНИМАЕШЬ, В ДОМЕ БАРДАК ОСТАВИЛА - ПОЭТОМУ Я ЕЙ НИ КОПЕЙКИ НЕ ЗАПЛАЧУ ЗА ТО, ЧТО ОНА ЗА МАТЕРЬЮ УХАЖИВАЛА.


Короче, дамы и господа, я еще и виновата оказалась в том, что он не отдаст мне обещанные деньги. То есть, мне не то что "спасибо" никто не сказал, включая Лешу, так еще и говном на дорожку облили - мол, я такая-сякая, сама виновата. А то, что я отремонтировала крыльцо в доме (оно сгнило полностью, его выносили в пакетах в качестве перегноя) и купила для тети Любы на зиму дров (потратила собственные деньги, соседка-активистка убедила меня, что Леша мне вернет потраченное) - это херня. Главное, что я в доме у него бардак оставила.


Вот такая вот трагикомедия: мавр сделал свое дело, мавр может уходить.


Как я уже говорила, я думала, что смерть тети станет для меня наиболее стрессовым моментом - но я ошиблась. Куда больший стресс я хватанула уже после: от поведения распорядителей похорон и от Леши.


Как я сказала своей подруге: "У меня ощущение, что я взяла золотую медаль на олимпиаде по лохушеству - всем помогла, а сама в дерьме осталась".


Да, определенно, я золотой медалист.



Другие статьи в литературном дневнике: