Книга третья. Глава 16 Украинский характер

Кузнецова Любовь Алексеевна: литературный дневник

Книга третья. Глава 16 Автор Александр Пасхалов


«Нет ничего более гнусного и омерзительного, чем так называемые «украинцы»! Это отрепье, взращённое поляками из самых гнусных отбросов русского народа (убийц, карьеристов, пресмыкающейся перед властью интеллигенции), готово за власть и доходное место убить собственных отца и мать! Эти выродки готовы разорвать своих соплеменников, и даже не ради выгоды, а ради удовлетворения своих низменных инстинктов, для них не существует ничего святого, предательство является для них нормой жизни, они убоги умом, злобны, завистливы, хитры особой хитростью. Эти нелюди вобрали в себя все самое плохое и низменное от русских, поляков, немцев, румын и Австро-Венгров, для хороших качеств в душе их не осталось места. Больше всего они ненавидят своих благодетелей, тех кто сделал им добро и готовы всячески пресмыкаться перед сильными мира сего. Они ни к чему не приспособлены и могут исполнять только примитивную работу, они никогда не смогли бы создать своего государства, множество стран гоняли их словно мячик по всей Европе, рабские инстинкты настолько въелись в них, что покрыли омерзительными язвами всю их сущность!»


Канцлер Германии Отто фон Бисмарк



Ни о каком украинском независимом государстве не может идти речи, их лидеры, вчерашние батраки у малорусских и польских магнатов, считают, что государство – это село, что они могут его построить, будто вскопать огород после пляшки горилки.
Украинство – эталон бахвальства и местечковой ограниченности, не видящей ничего дальше канавы своего хутора…


А.И.Деникин
«Очерки русской смуты»



«Ми, українці, є народ другорядний, поганий і нікчемний. Ми дурний народ і невеликий, ми народ безцвітний, наша один до одного непошана, відсутність солідарності та взаємопідтримки, наше наплювательство на свою долю і долю своєї культури абсолютно разючі й об’єктивно абсолютно не викликають до себе ні в кого добрих почуттів, бо ми їх не заслуговуємо. Вся наша нечулість, боягузництво, наше зрадництво і піратство, і грубість, і дурість під час всієї історії возз’єднання Східної і Західної України є, по суті кажучи, цілковитим звинувачувальним актом, є чимось, чого історія не повинна нам простити. У нас абсолютно нема правильного проектування себе в історії. У нас не державна, не національна і не народна політика. У нас нема справжнього почуття гідності, і поняття особистої свободи існує в нас як щось індивідуалістичне, анархічне, як поняття волі – звідси індивідуалізм і отаманство»


(«Мы, украинцы, есть народ второстепенный, плохой и никчемный. Мы глупый народ и мелкий, мы народ бесцветный, наша друг к другу непочтительная, отсутствие солидарности и взаимоподдержки, наше наплевательство на свою судьбу и судьбу своей культуры абсолютно поразительны и объективно абсолютно не вызывают к себе ни у кого добрых чувств, потому что мы их не заслуживаем. Вся наша нечулость, трусость, наше предательство и пиратство, и грубость, и глупость во время всей истории воссоединение Восточной и Западной Украины является, по сути говоря, полнейшим обвинительным актом, является чем-то, чего история не должна нам простить. У нас абсолютно нет правильного проектирования себя в истории. У нас не государственная, не национальная и не народная политика. У нас нет настоящего чувства достоинства, и понятие личной свободы существует в нас как нечто индивидуалистическое, анархическое, как понятие воли – отсюда индивидуализм и атаманство»)


Олександр Довженко «Щоденник».



Новостные события навеяли Поэту интересную мысль, что такое украинский характер, как говорил незабвенный Л.Д.Кучма,- «Украина НЕ Россия», тогда в чем это «НЕ»?
Говорят русская душа загадочная, может быть, но украинская душа это: загадка, кроссворд, ребус и шарада, и все вместе составляет гремучую смесь, с которой обращаться надо очень осторожно. Неспроста говорят, - когда хохол родился, еврей заплакал.
С такой мыслью в голове, Поэт прогуливаясь по родной Пушкинской улице, подошел к своей «альма матер». До 1991 года это был Харьковский юридический институт им. Ф.Э.Дзержинского, который преобразовали в Украинскую государственную юридическую академию. В 1995 году Академии присвоен статус национального государственного высшего учебного заведения и спустя 7 месяцев, в этом же году, присвоено имя Ярослава Мудрого, а в 2010 году академия была преобразована в Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». В 2013 году? произошло переименование в «Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого». Почему так долго не могли определиться с названием, куда делась «академия» - загадка.
Щемящее чувство сдавило сердце, захотелось зайти, посмотреть, что изменилось за 20 лет:? там прошла его молодость, первая влюбленность, трудные поиски научной мысли, но перестройка и «незалежность» поставили крест на его научной деятельности, и теперь он боролся с ностальгическим чувством и страхом, увидеть там коммерческое предприятие.
В это время он заметил выходящего из академии своего друга-аспиранта С (пока без фамилии), они дружили в студенческие годы и теплое чувство накатило на Поэта.
-Вот, кто ответит мне на вопрос, чем русский или наоборот, чем украинец отличается от русского. Интуиция не обманула Поэта, характер Сергея не изменился, и встреча получилась радостной. Быстро пробежались по украинской хронологии, вспомнили общих знакомых, пожаловались на «бытие» и Поэт спросил Сергея о наболевшем.
ПОЭТ – Сережа, скажи, чем мы отличаемся от русских, есть ли у нации характер, является ли он устойчивым, какие национальные особенности и основные украинские черты характера.
СЕРГЕЙ - Характерные черты присущи не населению в целом, а статистически значимой его части. Это объясняется социально-демографическими особенностями страны, неравномерным размещением этнических и этноязыковых групп, а также сельского и городского населения. Украинцы, скорее хуторяне, нежели государственники, это как раз то, что отличает нас от россиян. Мы смотрим на происходящее в стране как сторонние наблюдатели, ещё не выработали в себе ощущение того, что являемся хозяевами своей судьбы, своей земли.
ПОЭТ – Ну это понятно, ты скажи мне конкретно про характерные особенности?
СЕРГЕЙ - Характерные особенности менталитета населения Украины: Изоляционизм, Умеренность и Амбивалентность.
ПОЭТ - Да, сказывается академическое образование, подумал Поэт, - А изоляционизм – это типа моя хата с краю?
СЕРГЕЙ - Украинский изоляционизм, существенно отличается от русского коллективизма, и от западного корпоративного солидаризма.
Жизненные интересы украинца ограничиваются рамками частной жизни и ближайшего окружения: семья, родственники, друзья, соседи, кумовья и тотальным недоверием ко всем остальным.
Украинец никому не доверяет – даже собственному восприятию. Ключевым проявлением изоляционизма является недоверие к общественным и государственным институтам, низкая готовность к солидарности с государством, отсутствием пиетета перед властью.
ПОЭТ – Вот тут ты точно попал, не любим мы государство, ну а про амбивалентность, с чем ее едят?
СЕРГЕЙ – Амбивалентность сознания, то есть, двойственность, когда один объект вызывает одновременно два противоположных чувства, Амбивалентность политического сознания стала следствием колоссальной нестабильности, связанных с распадом Советского Союза, кризисом 90-х годов. Когда люди, с одной стороны, поверили в светлый образ демократии, а с другой стороны увидели, что она приносит только проблемы. В массовом сознании произошел когнитивный диссонанс, почему демократия, рыночные отношения, неплохо работающие в других странах, приводят в Украине к абсолютно непредсказуемым результатам и последствиям.
ПОЭТ - То есть, и вашим и нашим, работать как при социализме, а получать как при капитализме? Ты что-то говорил про умеренность, украинцев, это как, что пьют меньше русских?
СЕРГЕЙ – Особенностью населения Украины является умеренность, которая, в свою очередь, проявляется в низкой амбициозности, конформизме, патернализме, и экстернальности, то есть, недостаточной вере в собственные силы. Социально-психологические особенности населения Украины являются историческим продуктом, некоторые ментальные характеристики сформировались много веков назад, другие – сравнительно недавно.
ПОЭТ – Блин, чем дальше в лес, тем больше путаницы, ты мне скажи, что влияет на характер среднестатистического украинца?
СЕРГЕЙ - Желание ощущать себя счастливым
ПОЭТ – Это как?
СЕРГЕЙ - По уровню, ощущения счастья украинцы занимают среди европейских стран одно из последних мест. Самые высокие показатели восприятия счастья – в скандинавских странах.
ПОЭТ – Я так и знал.
СЕРГЕЙ - Оказалось, что с возрастом ощущение счастья у граждан Украины постепенно снижается. Наиболее счастливыми чувствуют себя молодые люди, а наименее счастливы - старше 60 лет, а в странах ЕС обратная тенденция: здесь с возрастом повышается уровень благосостояния и одновременно растет число тех, кто чувствует себя счастливым
Доля счастливых людей растет с уровнем образования, но особенно отчетливо ощущение счастья связано с материальным положением человека. Меньше всего счастливых, которым денег не хватает даже на продукты питания, а больше всего счастливых – среди «обеспеченных» граждан, чем выше уровень доходов, тем счастливее себя чувствуют люди.
ПОЭТ - Так это и козе понятно, чем больше, тем больше, а какие жизненные приоритеты украинцев?
СЕРГЕЙ – Самыми приоритетными оказались символы материального благополучия, бескорыстное служение обществу и людям, в иерархии атрибутов жизненного успеха заняло последнее место.
ПОЭТ – Выходит все дело в амбициозности?
СЕРГЕЙ – И да и нет. На профессиональном поприще украинские граждане не слишком амбициозны, у них нет особого желания «гореть» на работе. Такие черты менталитета вряд ли можно считать адекватными рыночным реалиям, однако следует учитывать, что реализации предпринимательских амбиций, препятствуют неблагоприятные экономические и налоговые условия
ПОЭТ – Выходит все зависит от профессии?
СЕРГЕЙ - В СССР украинцы исторически зарекомендовали себя как
способные к карьеризму особого рода. т.е. для украинца более характерна карьера управленца среднего уровня. Украинцы всегда имели репутацию хороших служак, были замечательными, идеальными исполнителями, некоторые даже называли украинцев нацией сержантов. И в самом деле, в Советской Армии большинство сержантов представляли украинские ребята.
ПОЭТ - Да, я помню, хохол без лычки, что справка без печати, но скажи, какие амбиции у наших украинцев?
СЕРГЕЙ - Для украинцев не характерна амбициозность Отсутствие явной амбициозности – это тоже проявление некой украинской умеренности
«Замечательных исполнителей» ценили русские вельможи, ценили австрийцы, называя галичан верными тирольцами Востока, преданными подданными. Сегодня наши «заробитчане» в Европе счастливы работать сантехниками, уборщицами, сиделками, мыть попы и менять памперсы богатым европейцам, их не гнетет чувство унижения и неудовлетворенности, вот россияне, как нация, по сравнению с нами - более амбициозны.
ПОЭТ – Да, многие украинцы с высшим образованием, мечтают устроится сиделками, с такими «исполнителями» построить государственность невозможно.
СЕРГЕЙ - Проблема заключается в том, что сегодня Украине нужны не только исполнители, но и люди, способные мыслить стратегически. А человек с психологией сержанта к этому не способен. Это как Кучма говорил: "Скажите мне, что мы будем строить, - и я построю", он сам не знал, что строить, ему нужно было, чтобы кто-то подсказал.
Что касается создания новых проектов, делового и организаторского новаторства, творчества, креатива, поиска новых путей решения проблемы, то здесь украинцы очень пассивны. Они легче и даже с определенным удовлетворением воспринимают, когда на руководящую роль приходят иностранцы.
В массовом сознании сложилась вера, что россияне или европейцы будут лучше руководить нами, чем наши собственные менеджеры. Это, я думаю, одна из центральных проблем украинской ментальности... Мы предпочитаем быть пассивными, чтобы нами управляли, чтобы за нас решали проблемы. Мы легко становимся пассивными и зависимыми, и с большим трудом сподвигаемся на какие-то достижения.
ПОЭТ – Не фига себе, вот где корень наших бед, это же историческое открытие, мы обречены, но стоп, а как же украинцы в царской России, в СССР, да и у Путина в правительстве полно хохлов?
СЕРГЕЙ - Исторический опыт свидетельствует, что люди с украинской культурой могли достигать высших политических высот в Российской империи, Советском Союзе и современной России, но это исключение, чем правило. Для наших граждан характерна довольно слабая вера в собственные силы, пассивность, не способность на что-то повлиять, и ожидание каких-то благ со стороны власти. В странах Западной Европы ситуация прямо противоположная: там относительное большинство составляют интерналы, уверенные в себе люди.
ПОЭТ - Так что мы овощи?
СЕРГЕЙ - Имеет место пассивность в отношении самого себя, эдакая беспомощность, безволие, недостаток готовности взяться за организацию своей жизни, брать в руки свою собственную судьбу и вершить ее - к сожалению это даже рассматривается как определенная добродетель, социальная норма, как говорят « не надо высовываться».
ПОЭТ - Да, мы привыкли все ждать защиту от государства, но если оно не выполняет свою функцию Отца, то зачем оно нам такое?
СЕРГЕЙ – Отеческий Патернализм присущ украинцам в значительной степени, поскольку мы являемся людьми постсоветскими. В СССР от нас требовали безропотного послушания, а в ответ обеспечивали социальный минимум это: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, минимальное пенсионное обеспечение, право на труд, элементарные социальные гарантии. Это были базисные гарантии для выживания, и люди к этому привыкли, когда они их утратили, это был удар по мировоззрению, ведь люди считали, что государство обязано обеспечивать социальную защиту...
ПОЭТ – Сережа, теперь я задаю вопрос, что мы построили?
СЕРГЕЙ – Имеет место непонимание того, что государство просто неспособно обеспечивать социальную защиту, т.к. пребывает в бедственном состоянии. Люди до сих пор не сознают того, что государство никому ничего не обязано, произошло переформатирование общественно-политической формации. Достаточно времени прошло после раздачи земли в частные руки, но люди ходят и жалуются, что они с ней ничего не могут сделать. Селяне часто сетуют: нет колхозов и неизвестно, что делать дальше… Желания быть собственником, быть хозяином встречается очень редко, многие люди готовы отдаться в подчинение кому-либо, кто даст зарплату и работу, думаю, что молодежь уже меньше к этому склонна.
В тех случаях, когда проблему невозможно решить своими силами, украинцы полагаются на помощь государства, уверенные, что государство обязано заботиться о них, и покупают…. у государства административные услуги, умножая по экспоненте коррупционные связи, с призывами бороться с этим злом.
На этом строят свои предвыборные программы наши политики, которые в своих речах говорят о либеральных ценностях, реформах, и обещают вернуть советские стандарты, что невозможно сделать в условиях украинской рыночной экономики, таким образом популизм работает на 100%, и круг замыкается…
ПОЭТ - Это ты точно попал, да, наслушался я депутатов, сам писал им предвыборные программы, вообще мы в тупике и самое страшное, что этот тупик – исторический. Я вижу ты спешишь, давай как-нибудь встретимся, поболтаем, расскажешь кем и с кем работаешь, для многих институт стал трамплином, стартанули прямо в Верховную Раду. Сергей согласился с предложением Поэта и протянул ему визитную карточку:
Ф.И.О.
доктор юридических наук, профессор,
Ух ты, как время летит, его друзья уже стали большими учеными, а он так и остался на уровне лаборанта, но время не повернуть назад, часы не остановишь. Это ж сколько надо было гранита науки переработать, тонны книг перечитать, и он с восхищением посмотрел на уходящего Сергея.
Встреча была случайной, но теперь Поэт точно знал, что он правильно выбрал тему исследования украинского характера, это ключ к разгадке нашей государственной беды, что-то, где-то заложено на уровне генов.
Проходя мимо лучшего в мире памятника Т.Г.Шевченко, Поэт вдруг критически посмотрел на фигуры у подножия гения Украины. Стоп! Да это же ответ на его вопрос, это генератор ненависти, все фигуры скульптурной композиции ущербные, недовольные, обиженные, конечно это передается на подсознание всем кто проходит мимо, вот где собака зарыта.
«Украинцы» - это не этнос, а этническая химера. Возникшая в Х1Х веке идея «украинськой нации», образовалась в мозгах хлопчиков родившихся «быля тыну», которые не понимали культуры созданной русским дворянством, ненавидели своих господ, и все внимание сосредоточили на обидах и ненависти к «москалям», и в результате появилась икона русофобов - Тарас Шевченко.
Двадцать с чем-то лет беспрепятственного существования государства Украина не привели к формированию страны Украины. Украина с момента своего рождения была уродом, это особенности политической генетики. Оказалось, что Украина могла существовать только в рамках республики в составе СССР. Как только изменилась государственная модель, сразу возникли проблемы с национальной идеей и государственным языком.
А ведь умные люди говорили об опасности игры с поисками национальной идеи. Отвечая на вопрос украинского журналиста о значении национальной идеи, классик казахской литературы, постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов, мудро заметил: «Проблема в том, что все эти поиски национальной идеи очень часто заканчивались обыкновенным национализмом... Противовесом национальной идее в таких многонациональных государствах, как Россия и Казахстан, должен стать интернационализм. Потому что иначе можно заблудиться и зайти слишком далеко, в тупик... И мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем на последнем месте стояла бы моя национальная или этническая принадлежность, а на первом месте — знание».
Уважаемый директор Института философии НАНУ Мирослав Попович, в фундаментальной книге «Червоне століття» писал: «Центральная Рада в 1917 г., признала четыре официальных языка — украинский, русский, польский и идиш.»
Осенью 1989 г. известный поэт Иван Драч на первом съезде Народного Руха Украины провозгласил с известной долей творческого преувеличения: «Русские должны жить в Украине лучше, чем в России, евреи — чем в Израиле, поляки — чем в Польше...» На языке конституционного права это означает необходимость соблюдения прав человека вне зависимости от этнического происхождения, языка общения и вероисповедания граждан страны.
На это обстоятельство обратил внимание американский историк, директор Украинского научного института Гарвардского университета Роман Шпорлюк. Профессор дал добрый совет: «Не надо думать об украинцах и неукраинцах в этническом смысле, лучше ценить тот общественный договор всех граждан Украины, заключенный 1 декабря 1991 г. на референдуме, который стал актом создания украинской политической нации».
Поэт поймал себя на дуализме, что он больше любит – страну Украину или государство Украину? И сам себе ответил,
-Я люблю страну Украину, но я ненавижу государство Украину. Украина мой дом! Мне здесь хорошо, здесь хорошие люди, здесь живет мой Бог, здесь родные могилы, здесь я бы пожалуй и умер.
Но, есть Украина, которую я ненавижу. Она ссорит людей, заставляют их драться друг с другом, ненавидеть соседа, видеть везде призраки врагов и продаваться тем, кто больше дает или мягче стелет. Украина, которую я ненавижу, дала нам кучку богачей, который играючи лгут и уродуют свой народ ради того, чтобы ловить власть и деньги в мутной воде. Украину, которая все делает, чтобы ее дети выросли ограниченными, тупыми овощами. Украину, пресмыкающуюся перед Западом. Почему у всех народов есть тот, с чьим именем связан прорыв или победа, а у нас тормоза - Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович? Что же с нами не так?


Украина, ты сошла с ума!
Ты теперь не нэнька, а тюрьма.
Ты теперь - Гоморра и Содом,
То ли психбольница, то ль дурдом.


Кто тебе такое право дал,
Чтоб бомбить свои же города?
Для чего тебя взрастила мать?
Чтоб своих же граждан убивать?!


Собирайся! За тобой пришли
Западные дяди-упыри!
Собирайся и не прекословь!
Им нужна твоя живая кровь!


Сколько лет в тебе будили прыть,
Чтобы на Россию натравить!
Мол, друзья тебе - и лях, и швед.
Лишь Она – виновница всех бед.


Ты не верь в красивое враньё.
Над тобой кружится вороньё.
Поменяв местами – «друг» и «враг»,
Ты фашистов подняла на стяг.


Скачут над осколками святынь
Внуки тех, кто поджигал Хатынь,
Тех, кто гнал евреев в Бабий Яр,
Тех, кому неважно – млад иль стар.


Почему ты веришь этим псам?
Этим оселедцам и усам?
Ну, тогда пошире рот оскаль,
Прыгай! «Кто не скачет, тот – москаль!»


И пока скакал так Киев-град,
Все мозги сползли куда-то в зад.
И по указанью упыря
Строятся повсюду лагеря.


Твой финал печален, глуп и прост:
Как змея, поймав себя за хвост,
Пылью танков по полям клубя,
Пожираешь самоё себя.


Ты всё где-то числишься страной,
В клочья раздираема войной,
Но земля, что под тобой дрожит,
Не тебе уже принадлежит.


За землицу щедро заплатил
Кто-то из заморских воротил.
«Sorry, если кто из вас убит.
Only business. Никаких обид.»


Я не вижу твоего лица.
Ты не веришь мне, ведь я - кацап.
Знают все - от старцев до салаг,
Что кацап - "твой самый лютый враг".


Украина, помни – хмель пройдёт.
Отрезвленье будет через год –
Средь могил и выжженных садов,
Средь развалин бывших городов


Ты однажды выползешь на свет,
Обернёшься… А тебя уж нет."


Константин Фролов-Крымский
17.06.2014



© Copyright: Александр Пасхалов, 2018
Свидетельство о публикации №218062600260





ИУДАИЗМ. 19 интересных фактов.


https://www.youtube.com/watch?v=4MZ3JF8MC_A









Другие статьи в литературном дневнике: