Праздник Купалы

Любовь Царькова: литературный дневник

"ПРАЗДНИКЪ БОГА КУПАЛЫ У СТАРОВЕРОВЪ


Весь л;тний Праздник Бога Купалы построен на обрядах очищенiя. Начинается всё с очищенiя сов;сти. Каким образом? Допустим, мы прiезжаем на берег реки, да? И прежде чем праздник пров;сти, надо быть в гармонiи с природой. Так? Очищается от мусора, хлама, от в;точек, камушков вся территорiя пляжа. Потому что не только мы, но и дети, которыя с нами и внуки, они все босиком - чтобы никто не повредил ноги. То есть камушки, в;точки, стекло, мусор, всё убирается и закапывается, чтобы яго не было видно. Потом делается ДУНЬЯ – это, как жертвенник.
И вот, когда уже всё подготовлено к празднику - начинается праздник с очищенiя сов;сти. А что значит очистить свою сов;сть? Это значит вспомнить обо всех своих Пр;дкахъ и принести им требы. Не один раз в году, как у христиан на родительский день съездить на кладбище, и привезти там плюшки, блинчики, оладушки, печенюшки на могилу. А как же быть с теми Пр;дками, которыя похоронены в других городах, или в деревнях. Или вот сейчас после разъединенiя, могилы остались в Польше, на Украине, в Белоруссiи, у каго-то в Германiи. Ну, вот, у нас Ненецкий национальный автономный округ, у многих же родственники то в Германiи. А как они в этот день попадут на кладбище, к находящимся в Германiи? Никак. Поэтому у нас вот и делается жертвенник и в няго каждый из присутствующих на празднике дня Бога Купалы жертвует оладышки, блины, булочки – всё, что они настряпали. Кто-то кладёт орехи, кто-то там крупы и прочее. Поэтому, есть понятiе ДВЕ ЖЕРТВЫ: жертва природная – то, что дала Природа: грибы, орехи, зёрна; и жертва челов;ческая - то есть то, что создано челов;ческими руками, то есть плоды челов;ческаго труда. А люди незнающiе, услышав: «А, челов;ческiе жертвоприношенiя», сразу же думают, что людей в жертву приносят. Хотя на самом деле челов;ческими жертвоприношенiями назывались оладьи, блины, булочки,


расстегайчики с капустой. То есть, понятно, да? Незнанiе порождало всевозможныя домыслы. Это всё клали в огонь, в огненный жертвенник. А с огнём это куда всё поднимается? В небеса. А там уже наверху Пр;дки, независимо от таго, где их прах захоронен, они получают все эти требы, дары, жертвы.
То есть тем самым мы очищаем свою сов;сть, мы помним обо всех Пр;дкахъ своих Родов, и также о своих Богах. Для Пр;дковъ мы челов;ческiе жертвоприношенiя делаем, (булочки, оладышки и прочее), а для Багов - природныя жертвоприношенiя (зёрна, орехи, грибы, ягоды), то есть то, что мать Природа дала. Для чяго мы им даем природныя жертвоприношенiя? А для таго, чтобы на следующий год нам Боги опять дали урожай, чтобы мы опять им смогли принести эти дары.
После этаго вокруг сiяющяго меча Перуна начинаются хороводы.


Всегда говорят, кто ближе всех к Богам? Дети. Поэтому первыя хороводы – дети маленькiе, потом дети повзрослее, и так дальше, молодёжь и уже замыкающий, как бы, оберегающий круг – уже взрослыя люди по 50-60-70 л;тъ. То есть как бы каждое поколенiе внутри другаго, то есть принцип матрёшки, все в единстве. И когда хороводы ходят, появляется Огнебог Семаргл, который и благословляет каждаго.


И получив благословенiе, каждый челов;къ делает себе ОГНЕВИЦУ (плотик, венок), берёт св;чу и наговаривает желанiе: что он хочет, чтобы у няго ушло (неудачи, хвори, болезни, невзгоды какiе-то).
Наговорил на св;чу, и отправляет ея по водам реки. Св;ча освещает и всё это куда передаётся? В воду, да? Текущую. Вода, испаряясь, поднимается куда? В небеса. И Боги уже


знают, что просит челов;къ, от чяго яго избавить. Тем более он перед этим ещё принёс требы Богам. После этаго люди омывают свои тела в реке. Окунулись и всё смыли с тела, то есть тело стало чистым.
Потом они прыгают через костёр. Тем самым, если пользоваться восточной терминологiей, очищают свою ауру. То есть агонь, он же, как бы всё чистит. Прыгают не через маленький огонь, костёр, а через пламя большаго костра, через огненную стенку. При этом челов;къ весь негатив выжигает, и он очищает свою Д;шу. После таго как через большой костёр попрыгали, (а для детей там маленький костёр) молодёжь идёт к двум солярникам (как свастичныя символы один в одну сторону, другой в другую) и начинаются хороводы, так называемыя Игрища Багов. То есть девушки в одном направленiи движутся, мужчины - в другом. В этот момент любой жрец читает обращенiе к Богамъ и к Роду. И как только обращенiе заканчивается, звучит фраза: «Воля Багов». И вот, кто в этот момент спинами из двух хороводов столкнулся, то получается первая пара. Эта пара отходит в сторону, и хоровод опять вращается, опять читается Гимн обращенiе к Богам и в конце «Вол; Богов». Так выявляется вторая пара. Таким же образом всяго избирается девять пар. Когда народу мнаго, то бывает, что выбирают ещё девять пар. Но всегда чтобы было равным девяти, потому что девять – это высшее простое число. Отобрав девять пар, допустим, солярник, вокруг котораго ходили девушки, лицом к нему становится юноша. А солярник, вокруг котораго ходили юноши, то девушка становится лицом к нему. То есть, юноша и девушка становятся спина к спине. И все присутствующiе произносят три слова: ЯВЬ, НАВЬ, ПРАВЬ. И в этот момент эта пара поворачивает голову влево или вправо. Если они повернули голову в одну сторону, устремили свой взор в одну сторону, значит, их Боги свели, а если в разныя стороны –


значит, бес столкнул их. И вот так проверяют все девять пар. После таго, как все девять пар прошли, то молодыя люди, у которых пары совпали, начинают общаться, участвовать в игрищах. И их задача к рассв;ту узнать как можно больше друг о друге. А если они ещё пришлись и по Д;ше друг другу, то они идут к родителям и юноша и девушка сообщают, что им по Д;ше выбор. А если дальше у них начинают чувства пробуждаться, то они уже обращаются к священнослужителям, чтобы им провели обряд нареченiя женихом и нев;стой. Но для прохожденiя этаго обряда они должны получить благословенiе своих родителей и своих посажённых родителей.
После таго как хороводы и игрища вокруг солярников закончились, то там, где был костёр выкладывается большая огненная стена, то есть укладывается мнаго хвороста и не молодёжь, а уже взрослыя мужи начинают прыгать через огненную стену. Там высота костра около 1,5 метров. Не высота огня, а полтора метра наложеннаго хвороста. А пламя поднимается до 4-5 метров. По ширине это около 4 метров. И вот они по одному, по двое, трое, четверо прыгают сквозь огненную стену. После этаго они тут же бегут и омываются в реке. Тем самым они получают дополнительную подпитку от Бога Семаргла. Когда огонь в огненной стене погасает, то получается очень мнаго углей. Затем убирается весь сухой песок до твёрдаго и мокраго песка, который не продавливается.
Далее берутся лопаты, и углями выкладывается ОГНЕННЫЙ ПУТЬ. Яго ширина, как правило, от меры до сажени, то есть от 1-го до 2-х метров шириной в зависимости от количества народу. Длина Огненнаго Пути не менее двух саженей (это четыре с лишним метра), иногда больше. Выкладываются сплошняком одни угли. Эта ниша вся заполнилась и потом начинаю я, как глава церкви, а следом за мной уже все остальныя.


То есть босиком по Огненному Пути проходим и очищаем и укрепляем свой Духъ. Бывают, правда нюансы, когда я переодеваюсь, то мой отец, он староста общины, по просьбе впервыя присутствующих на Празднике Бога Купалы, берёт их за руки, взял и пошли. Я ему потом говорю, что я первый должен, а он: «Ага, самыя сливки тебе». Потом, когда все пройдут по девять раз, ну хотя бы по одному разу. Но наши рассуждают так: челов;къ, как матрёшка имеет 9 тел и надо каждое тело почистить. И вот босиком девять кругов проходят. Некоторыя и побольше, чтобы с запасом энергiи набраться. Но это не всегда удаётся, потому что вот на Купалу в этом году прiезжали с Севастополя прiезжали общинники и с ними прiезжали люди снимать фильм о празднике. Продюсер этой студiи прошёл и сказал: «Кому сказать, не поверят. Семьсот челов;къ стоит в очереди, чтобы пройти босиком по углям». Для няго это шок, не то, что люди идут по углям, а то, что семьсот челов;къ стоят в очереди, чтобы пройти по углям, хотя там потоком по одному, по два, по три. Некоторыя настолько увлекались. Им говорят: «Остановитесь, чтобы свежих углей подсыпать». А они идут прямо по лопате со свежими углями. Но при этом никто не обжигается, потому что с Верой. Челов;къ может наступить куда-то на горячее и обжечься. А тут горящiе угли и никто не обжигается. Это массовое меропрiятiе, поэтому присутствуют представители власти и правоохранительныя органы, мы их всегда извещаем. И для них шок, когда дети ходят по углям босиком. Они не пять, десять раз, а оббегут взрослых и по 20-30 раз бегают. Дети же играют, а раз играют, то энергию расходуют. А босиком по углям они накапливают новую энергию.
После прохожденiя Огненнаго Пути расстилаются пологи, скатерти и вокруг большаго костра (ещё хворост подбрасывают) начинается общая трапеза. Потрапезничают, а потом начинаются игрища, песни и перед самым рассв;том люди отправляются искать ЦВ;ТОКЪ ПАПОРОТНИКА.
Многiе биологи говорят, что папоротник не цв;тёт. Но это не физический цв;ток, а это цв;тъ папоротника, то есть яго излученiе. В ночь Купалы, те, кто увидит цв;тъ папоротника, те получат удачу и благословенiе. Яго никто не рвёт, яго главное увидеть. Это как излученiе. И многiе видят и находят яго.
Потом утром встречаем солнце. Убираем всё за собой. После нас, когда мы уезжаем, остаётся девственно чистое место, как будто нас там и никогда не было. То есть ни мусора, ничяго, всё убрано в мешки и увезено. Спиртное на празднике запрещено. А бутылки из-под газировки, соков, «тетра паки» – всё выбрасываем в мусорныя контейнеры по дороге домой. После нас чистый девственный берег реки. Вот вкратце о празднике Купалы, который проходит на берегу Ирiя."



Другие статьи в литературном дневнике: