Откуда появились кошки

Любовь Царькова: литературный дневник


"Странствовал когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью
мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу – а рукавица-то превратилась в кошку.
С той поры и начался кошачий род.


Кошка – зверь, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит – будет жену любить!», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся – мышкам приволье!».


Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху – к теплу, скребет лапами стену – к ветру непогожему, умывается – к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост – к дождю, на человека тянется – обновку (корысть) сулит. Существует старинное поверье, что кошка так живуча,
что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.
Загадки загадывает посельшина-деревеншина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»


Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы – «от мышеяди».


Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.


По словам русских сказок, кошка – чуть ли не самое смышленое животное.


Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. В некоторых сказках земляная кошка охраняет клады.


Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» – говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.


Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на
свят-Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.


Кошка нужна для того, чтобы добыть кость-невидимку – древнейшее колдовское средство.


По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь – она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно – и никому об том ведомо не будет.


Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.


Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).


В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.


Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе


Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.


Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота,


Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.


Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.


… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его
одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за
руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится.
Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.


Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на
голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут
Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.


Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей
бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про
поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл".



Другие статьи в литературном дневнике: