Писатель Борис Саченко. Временное и вечное

Дмитрий Крикунов: литературный дневник

Писатель Борис Саченко. Временное и вечное


Борис Саченко неоднократно говорил: «Писатель — это произведения. Есть они — есть писатель. Нет произведений — нет писателя».


Временное и вечное


— Борис Иванович, мы часто говорим о литературе, что она, мол, и источник эстетического наслаждения, и мощное средство воспитания, и еще много чего полезного ей приписываем. Но так ли оно на самом деле? Не преувеличиваем ли мы значение художественного слова в нашей жизни?


— Может, в чем-то и преувеличиваем, но несущественно. Сошлюсь на классиков. Лев Толстой очень высоко ценил роль и назначение художника. «Цель художника, — говорил он, — не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Такого же мнения придерживался Некрасов, который утверждал, что «в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и по возможности покровителя безмолвных и угнетенных».


Я не буду повторять известные истины, что литература имеет воспитательное значение, что она всегда была и будет тенденциозной, социально и гуманистически направленной. Что художественное слово, опять-таки сошлюсь на Льва Толстого, кроме «временных интересов общества, должно отражать вечные, общечеловеческие интересы, самые дорогие, задушевные сознания народа».


Мне кажется, что в этом у нас, писателей, расхождений нет. Все мы хотим служить своему народу, хотя это служение каждый понимает по-своему. Один видит его в открытой, страстной публицистике. Второй утверждает свои идеалы силой художественных образов. Третий пробуждает человеческие души тонкой проникновенной лирикой. И невозможно сказать, что здесь более важно, необходимо. Каждый выбирает свое, что греет сердце, питает ум.


Литература — один из самых интимных видов искусства. Человек читает книгу чаще всего в одиночестве, когда рядом с ним никого нет: только он и книга. Это не кино, не театр. Поэтому читателю, оставшись сам с собой, хочется о многом подумать, понять и себя, и других людей, осмыслить то, что делалось веками и что делается сейчас вокруг него. И книга здесь — первейший друг, помощник и советчик. Не беда, если во время чтения он засмеется, заплачет или отложит книгу на некоторое время в сторону, захочет сосредоточиться, углубиться в себя. Не стоит забывать, что читатель ищет в книгах определенную опору в своей жизни, в своей деятельности. И писателю, если только он хочет, чтобы его уважали, важно не обмануть человека, оправдать его надежды.


— А что для этого нужно? Какой, по-твоему, самый главный компонент художественного произведения?


— Таких составляющих много. И я, пожалуй, не возьмусь определять, что среди них главное, а что второстепенное. Все важно — и форма, и содержание. Между ними должно быть, как говорят философы, диалектическое единство. Но если ты уже задал такой вопрос, то я отвечу на него словами того же Льва Николаевича (извини, что так часто его цитирую). Так вот Толстой на этот счет признавался, что главный герой всех его произведений, «которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».


Не только один Лев Толстой, а и многие другие писатели-классики предупреждали, что литература может быть нужна народу, стать его совестью только тогда, когда она не будет бояться говорить правду, какой бы горькой она ни была, когда литература ничего не будет скрывать от людей.


— Но, согласитесь, что правда, какой бы она искренней не была, еще не искусство...


— Полностью согласен. Действительно, одной голой правды мало для литературы. Для литературы нужна сила художественного слова, магия писательского сопереживания, чтобы правда жизни стала художественной правдой.


— А в чем же все-таки разница между жизненной правдой и художественной?


— Художественная правда — это правда жизни, увиденная творцом и пропущенная через его ум, знание, согретая его сердцем. Она, эта правда, ничего общего, конечно, не имеет с «фольгой», с украшением, приукрашиванием правды. 


https://www.bel-jurist.com/page/boris-sa…



Другие статьи в литературном дневнике: