В раннем детстве мы принимаем себя целиком и полностью.
Мы еще не понимаем, что с нами может быть что-то не так. Мы делаем все из интереса и живем на сто процентов. А потом в какой-то момент включается внутренняя критика, потому что нам кажется, что нас мало любят или что мы недостаточно хороши. И мы начинаем себя много критиковать и часто этим чрезмерно увлекаемся. Мы думаем, что если мы будем много себя критиковать, то мы станем лучше, и нас будут больше любить. На самом деле все с точностью до наоборот.
Потому что, когда мы себя критикуем, мы вообще не разрешаем себе жить, боясь ошибиться. Когда имеешь дело с такими чувствами, как ненависть, неприязнь и неуверенность в себе, то они смогут причинить значительный вред.
Как научиться любить себя?
Принятие себя – это один из ключевых моментов, чтобы мы всю энергию направляли на исполнение желаний.
С чего начинается принятие себя? Сначала – со знакомства с самим собой. С такого знакомства, которое делается без посторонней помощи.
Не с оценок, которые дают нам с детства окружающие, значимые для нас (родители, друзья и другие люди, которые становятся по тем или иным причинам близкими) и малозначимые (то есть посторонние).
Знакомство с собой начинается с узнавания себя: через свое поведение, реакции, с понимания своего отношения к другим, и к себе самой (самому). Чаще всего это происходит с человеком с детства, однако, не всегда.
Порой такой процесс начинается уже во взрослом возрасте, и тогда узнавание себя бывает довольно трудным, потому что человек далеко не всегда в состоянии определить, что в нем есть его собственное, а что приобретенное от других: общества, людей; ценностей, полученных с воспитанием и обучением.
При «узнавании себя» нужно начинать с самого простого – самонаблюдения. Определять для себя: вот это мне нравится. Это вызывает у меня чувство внутреннего комфорта. С этим мне существовать неприятно. А вот это просто больно и непонятно. Следующим шагом самоидентификации является сравнение себя с другими. Сравнение не по принципу: «кто хуже или лучше – я или другие?», а задавая себе вопрос: «чем мое поведение или реакции отличаются от поведения других людей? Помогают они мне жить так, как я хочу или мешают?
Все люди разные, поэтому нет никакой необходимости сравнивать себя с другими с оценочной точки зрения: «хороший я или плохой»? Но можно найти в себе те моменты, которые затрудняют собственное существование – как в обществе, так и с самим собой. А затем постараться изменить нечто, что мешает самому себе. Одним из промежуточных итогов «узнавания себя» становится момент, когда человек сталкивается с тем, что обычно он замещает в других, но никак не хочет признать в себе. С такими «чертами характера» человек обычно борется, считая их негативными и не имеющими право быть (по разным для себя причинам). И это не правильно, потому что борьба – не способ понять себя, а тем более принять.
Что-либо понять в себе и затем изменить это, можно лишь принимая, а, не отрицая или борясь. Как же начать принимать в себе то, с чем мы боремся и отрицаем в себе? С констатации факта: это - тоже я и это – мое. Непринятие чего-то в себе (а изначально непризнание самому себе в этом) связано у человека с какой-то личной причиной. Порой не так важно копаться в этих причинах, потому что они не всегда помогают изменить имеющееся на сегодняшний день.
Гораздо важнее понять, что пока мы к чему-то в себе относимся отрицательно, не как к своему, у нас нет возможности найти в этом качестве и что-то положительное, а, значит, нет возможности извлекать из него для себя хорошее. Или, как пишут об этом в эзотерической литературе – пока отрицаешь, блокируешь в себе энергию.
Но качество-то есть и оно «работает», независимо от нашего желания или нежелания его иметь. И от того, что человек не признает его своим, оно «отвечает взаимностью» - блокирует для него лучшее, что оно могло бы дать, имей человек представление о том, как это качество лучше использовать.
Конечно, все это делается не неким «качеством», человек делает это сам, своим неприятием. Быть честным с самим собой не значит признаться, что ты недостоин или что-то еще (смотря, как человек относится к отрицаемому в себе качеству), это значит сказать себе, что вот это тоже я и это мое. А после начать находить в признанном и присоединенном к себе качестве приятное, что оно в себе несет, или то положительное, что можно использовать в каких-то областях, в которые мы пока не ходили, поскольку думали, что нам это не по силам. А мы и не могли этого знать, пока отказывались и не принимали нечто в себе.
Только тогда, когда человек «соберет» в себе всего себя, тогда не станет противоречий и плохого к ним отношения. Потому что это отношение не к ним, а к самому себе. Отрицая и не признавая что-то в себе, человек отрицает и самого себя. Поэтому не может идти речи о полном понимании себя, принятии, возможности развиваться и учиться чему-то, что пока не удавалось. Именно за отрицанием и разделением себя на приемлемое и неприемлемое обычно стоит проблема. Но стоит только сказать: «Да – это я и я – такой. Это не хорошо и не плохо, это факт» - человеку становится легко с этим жить и само собой получается этим «управлять», потому что противоречия уходят. Человек не видит их, пока отрицает что-то в себе или не принимает как свое.
Первые шаги к принятию и пониманию себя, которые сами по себе уже есть определенный результат – это самонаблюдение и констатация. Причем без всяких споров и борьбы. Порой через боль, через изменение отношения к самому себе. Однако вот это самое «отношение» не стоит превращать в нечто глобальное, потому что, не бывает людей полностью хороших, как не бывает людей однозначно плохих.
Бывают люди разные. А вот то, что мы сделаем с собой - это уже наш выбор. Поэтому отношение к себе – далеко не самое важное, на что следует обратить внимание, стараясь понять себя. Отношения рождаются приобретенными от других оценками нас.
Человеку гораздо важнее жить в мире с собой. Только через мир с собой рождается мир с другими. Поэтому в процессе понимания себя нужно исключить оценочное отношение. Перестать обращать на него внимание. Сосредоточится на том, что мы хотим о себе узнать, а не о том, какими словами это принято называть.
Оценочное отношение не помогает, а тормозит процесс познания. В данном случае самое важное – это не оценки, а понимание, что все можно изменить и многому можно научиться, если не навешивать на себя ярлыки, порождаемые отношением.
Важно понимание того, что очень многое будет нам по плечу, если мы сможем быть собой, то есть людьми.
На физическом уровне - принять свою внешность, черты лица, телосложение, физиологию. Полюбить себя таким, какой есть сейчас. Только через любовь можно сделать себя лучше.
На эмоциональном уровне - принять любые эмоции, возникающие внутри. Не зажимать их и не подавлять. Особенно это касается отрицательных проявлений: ненависть, страх, гнев, ярость. Они считаются плохими эмоциями. Мы не желаем признавать их в себе, так как каждый из нас хочет быть хорошим человеком. А для хорошего человека они считаются неприемлемыми, недопустимыми. Что делать? Занять по отношению к эмоциям позицию исследователя. Задавать себе вопросы. На какие слова, действия, факторы возникают эмоции?
Почему? О чем они сигнализируют? Что поднимается из глубин души? Что это страх быть непризнанным, нелюбимым, покинутым? Или боязнь, что кто-то увидит вашу истинную сущность беззащитного человека, нуждающегося в нежности, ласке и любви. Роль исследователя позволяет бесстрастно анализировать себя как бы со стороны.
На психологическом уровне - принимать свои особенности, слушать себя, свою душу. Верить себе. Не корить, не ругать. Смотреть внутрь себя. Ощущать себя. Удовлетворять потребности души. Давать душе отдых от всех каналов чувств, от информационного шума.
На социальном уровне – примите свое нынешнее положение в обществе, в социуме. Вы пришли в этот мир и без вас он был бы другим. Вы нужны такой, какой вы есть. Вам не надо никому подражать и не надо ничего доказывать. Не стоит сравнивать гайки с абрикосами. Важно быть собой и сравнивать себя сегодняшнего, с собой вчерашним, чтобы вы завтрашний были еще на шаг, на ступеньку выше.
На интеллектуальном уровне - примите то, что все, что вы знаете и так, как вы знаете, отличается от знаний других людей. Ваш взгляд на вещи, ваш опыт, ваша интерпретация имеют ценность и имеют право быть. Какой бы у вас не был интеллект, и каким бы вы себя не считали умным или не умным, способным или не способным, все это можно развить, дополнить, улучшить. А дальше все зависит от вас. Как говорится: «не плохо не знать, плохо не хотеть знать».
Принятие себя – говорить себе «Да». Позволить себе быть собой, разрешить ошибаться и побеждать. Дать «добро» на эмоции: на гнев, радость. На счастье, на слезы, грусть, любопытство. На развитие, отдых. На отношения. Быть капризными, целеустремленными, разными, непосредственными, успешными.
Тот, кто принимает себя, принимает и других людей такими, какие они есть со слабостями и достоинствами, с ошибками и достижениями.
Первый шаг к принятию – прощение себя.
Принятие себя – сознательная любовь к себе. А как вы относитесь к себе?